Можно ли прерывать добровольный пост?

Лучше не поститься весь месяц помимо месяца Рамадан
‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: “Иногда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) постился так долго, что мы говорили: «Он вообще не прерывает поста».

А иногда он не постился столько, что мы говорили: «Он вообще не постится». И я не видела, чтобы посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) постился в течение всего месяца, если не считать Рамадана, как не видела, чтобы он постился больше, чем в месяце ша‘бан”.

аль-Бухари 1969, Муслим 2/810.

Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) никогда не постился весь месяц, если не считать месяца Рамадан.

И бывало он постился так долго, что человек мог сказать: «Клянусь Аллахом, он вообще не прерывает поста».

А бывало он не постился столько, что человек мог сказать: «Клянусь Аллахом, он не постится вообще»”. аль-Бухари 1971, Муслим 1157.

О некоторых вопросах имеющих отношение к добровольному посту

Однако кто-то может привести другой хадис от ‘Аиши, в котором она говорит: “Бывало так, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) постился весь месяц ша’бан, он постился весь ша’бан, кроме нескольких дней”. Муслим 1156.

Или хадис Умм Салямы (да будет доволен ею Аллах), которая рассказывала: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не постился какой-либо месяц полностью, если не считать ша’бана, который он соединял с рамаданом”. Абу Дауд 2336, Ибн Маджах 1648. Хадис достоверный. См. “Сахих Сунан Аби Дауд” № 2048.

  • Однако ученые пояснили эти хадисы тем, что речь идет о посте в месяц ша’бан большую его часть, а не весь месяц, как это поясняют слова самой ‘Аиши: “Он постился весь ша’бан, кроме нескольких дней”. Муслим 1156.
  • А имам ат-Тирмизи передал слова имама Ибн аль-Мубарака, который говорил, поясняя эти хадисы: “В языке арабов дозволено говорить о том, кто постился большую часть месяца: «Он постился весь месяц». Это как слова: «Такой-то провел всю ночь в молитвах», тогда как тот мог ночью покушать, заняться и другими делами”. См. “Джами’ ат-Тирмизи” 3/436.
  • И это же мнение выбрал хафиз Ибн Хаджар. См. “Фатхуль-Бари” 4/252.
  • Можно ли соблюдать добровольный пост тому, кто утвердил намерение поста лишь после рассвета?
    ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: “Однажды днем пророк (мир ему и благословение Аллаха) вошел к нам и спросил: «Есть ли у вас что-нибудь поесть?» Мы сказали: “Нет”. На что он сказал: «Тогда я буду поститься». Муслим “Китабу-Ссыям” 170.

Ученые разошлись в понимании данного хадиса. Одни сказали, что в нем нет указания на то, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) не дал намерения заранее, и считали, что его слова следует понимать так: «Тогда я продолжаю поститься».

Они опирались на хадис: «Нет поста у того, кто не утвердил до рассвета в своей душе намерение поститься». Абу Дауд, Ибн Маджах, ат-Тирмизи, ан-Насаи. Достоверность хадиса подтвердили имамы ад-Даракъутни, Ибн Хузайма, Ибн Хиббан, аль-Хаким, Ибн Хазм, аль-Хаттаби и аль-Альбани.

См. “Тухфатуль-ахуази” 2/80, “Ируауль-гъалиль” 914.

Слова пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Нет поста» являются обобщенными, включающими в себя как обязательный, так и добровольный пост.

Однако мнение большинства ученых более сильно, поскольку опирается также на понимание многих сподвижников в этом вопросе, как Ибн Мас’уд, Абу ад-Дарда, Абу Тальха, Абу Хурайра, Абу Айюб, Хузайфа и Ибн Аббас (да будет доволен ими всеми Аллах). Сообщается, что однажды утром Ибн ‘Аббас сказал: “Клянусь Аллахом, я не намеревался поститься сегодня днем, но я не ел и не пил этим утром, и поэтому я буду поститься”. См. “Фатхуль-Бари” 4/173.

  • Мусульманин может утвердить в своей душе намерение на соблюдение добровольного поста даже после наступления рассвета, если он не совершал действия, нарушающие пост после наступления времени утренней молитвы. Это касается только добровольного поста, и этого мнения придерживается большинство ученых. Однако при таком посте награда будет только за часть дня. См. “Шархуль-Мумти” 6/373.
  • Но в случае особых добровольных постов, таких как в день ‘Арафа и ‘Ашура, лучше, чтобы получить полноценную награду и не ошибиться утвердить ночью в своей душе намерение поститься!
  • Что же касается обязательных постов, то намерение на пост необходимо закреплять ночью, до утренней молитвы. Имам Ибн Хузайма сказал: “Обязательно утверждать намерение на пост ночью, за исключением добровольного поста”. См. “Сахих Ибн Хузайма” 3/198.
  • О дозволенности прерывания добровольного поста и необязательности его возмещения
    Если человек, соблюдающий добровольный пост решил его прервать, то он может это сделать, даже если у него нет веской причины, и на нем нет греха.

Сообщается со слов Умм Хани (да будет доволен ею Аллах), что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Соблюдающий добровольный пост – является повелителем своей души, и если он хочет пусть поститься, а если нет, пусть разговляется». аль-Хаким 1/439, аль-Байхакъи 4/276.

Хафиз аль-‘Иракъи и шейх аль-Альбани назвали иснад хадиса хорошим. См. также “Мишкатуль-масабих” 2079.

Однако ученые разошлись во мнениях относительно того, следует ли такой пост возмещать потом или нет. И самым сильным мнением является то, что такой пост возмещать не обязательно, если этот человек сам того не пожелает.

Сообщается, что когда Абу Са‘ид (да будет доволен им Аллах) пригласил посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижников в гости, пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал человеку соблюдавшему пост: «Сейчас разговляйся, а затем возмести этот пост, если пожелаешь».

ат-Табарани в “аль-Аусат” 1/132, аль-Байхакъи 4/279. Хафиз Ибн Хаджар и шейх аль-Альбани назвали иснад хадиса хорошим.

Имам аш-Шаукани сказал: “Достоверные хадисы на эту тему указывают, что тот, кто прервал добровольный пост, не обязан его возмещать, и это мнение большинства ученых”. См. “Найлюль-аутар” 4/194.

Но лучше всего не прерывать начатое благое дело и доводить его до конца, ибо Всевышний Аллах сказал: «И не портьте ваши деяния» (Мухаммад 47: 33).

Источник: https://toislam.ws/articles/articles-fiqh/articles-soum/o_dobrovolnom_poste

Пост по ханафитскому мазхабу. Урок 13. Ситуации, когда дозволено прервать пост. Выплата фидьи

В некоторых случаях для человека дозволено и даже обязательно, прервать пост.

Продолжение темы. Начало в Уроке 12.

Человеку, который находится в состоянии глубокой старости и не имеет сил держать пост, дозволено не поститься, но необходимо выплачивать фидью за каждый день поста.

В качестве фидьи необходимо либо каждый день дважды кормить одного бедняка1, либо отдавать бедняку каждый день половину са2 пшеницы. Кроме того, дозволено, вместо продуктов, отдать бедняку стоимость этой пшеницы в денежном эквиваленте.

У человека есть выбор — выплатить фидью в начале месяца Рамадан либо в конце. Дозволено отдавать фидью одному и тому же бедняку.

Если состояние старого человека улучшилось и он стал способным держать пост, на него ложится обязанность восполнить дни поста, которые он пропустил, при этом выплаченная фидья аннулируется.

Если человек дал обет поститься постоянно3

  • , а затем понял, что у него нет для этого сил, ему дозволено прервать пост, но при этом необходимо выплачивать за каждый пропущенный день поста фидью.Если человек по какой-то причине не может выполнить возложенные на него обязанности4, он должен просить прощения у Всевышнего Аллаха за то, что не может держать пост.
  • Фидья не предусматривается за пост, который явился заменой другого обязательного действия в искупление какого-либо греха. Например, если человек должен совершить каффару, первое, что он обязан сделать, — отпустить раба.
  • Если такой возможности нет, он должен держать два месяца подряд пост. В данном случае основой каффары является освобождение раба, а не пост, поэтому человек, который не может соблюдать данный вид поста по каким-то причинам, выплачивать фидью не должен.

В случае, если у человека нет возможности накормить бедняков

5, он также должен просить прощения у Всевышнего Аллаха.

Первый пример: Старый человек нарушил клятву.

Каффара за нарушение клятвы предполагает, что человек должен отпустить раба либо накормить или одеть десять бедняков. Если такой возможности нет, он должен держать пост за нарушение клятвы в течение трёх дней.

Если у старого человека нет возможности отпустить раба и накормить бедняков, а соблюдать пост за нарушение клятвы он не может из-за глубокой старости, он должен просить прощения у Всевышнего Аллаха.

Фидья за то, что он не постился, не предусмотрена, так как пост не является основой искупления нарушения клятвы, но лишь заменой для другого вида искупления, предполагающего материальные траты (например, освобождение раба).

Второй пример: Человек обязан совершить каффару «зихар»

6. В этом случае он должен отпустить раба, а если раба нет, поститься два месяца подряд. Если человек не способен соблюдать пост в течение двух месяцев, он должен просить прощения у Всевышнего Аллаха. Фидья в этом случае не предусмотрена, потому что пост является заменой для освобождения раба, а не основой искупления данного греха. То же относится к каффаре за неумышленное убийство и нарушение поста в Рамадан.

Если человек указал в завещании, что необходимо выплатить за него фидью, она выплачивается из 1/3 оставшегося после его смерти имущества.

Можно ли прерывать пост нафль7

От имама Абу Юсуфа передаётся мнение, что, если человек стал соблюдать дополнительный пост (нафль) и прервал его, на нём не будет греха, даже если он нарушил этот пост без уважительной причины. И это мнение соответствует позиции имама Шафии, да будет милостив к нему Всевышний Аллах.

  • Имам аль-Камаль назвал это мнение наиболее сильным и приводит этому доказательство в виде хадиса от Айши, да будет доволен ею Аллах, со следующим смыслом: «Посланник Аллахаоднажды зашёл к своим жёнам и спросил, есть ли у них что-либо из еды, они ответили: «Нет». Посланник Аллахасказал: «Тогда я буду держать пост».
  • На следующий день Посланник Аллахаснова пришёл к жёнам и задал тот же вопрос. Жёны ответили: «О, Посланник Аллаха, нам подарили хайс8». Посланник Аллахасказал: «Принесите её мне. Сейчас я соблюдаю пост». Затем Посланнику Аллахапринесли хайс, и он прервал пост»9. Данный хадис указывает на то, что прерывать пост нафль дозволено.
  • Однако основополагающее мнение на этот счёт в ханафитском мазхабе состоит в том, что прерывать пост нафль без уважительной причины нельзя. На этот счёт приводится довод в виде хадиса, в котором Посланник Аллахасказал: «Если кого-то пригласят на трапезу, пусть ответит на это приглашение.
  • Если человек не постился, то пусть разделит эту трапезу, а если постился, то пусть продолжит пост, но делает дуа за того, кто пригласил его». Согласно самому верному мнению в ханафитском мазхабе, прерывание молитвы или поста нафль является макрухом (однако не является харамом).

Если у человека есть уважительная причина, он имеет право прервать пост, и греха за это на нём не будет, однако день поста необходимо будет восполнить. Уважительной причиной является приглашение в гости. И хозяин, который приглашает, и гость могут прервать пост, однако это дозволено только до наступления времени «дахватуль-кубра»

10. Если человека пригласили в гости после наступления «дахватуль-кубра», прерывать пост запрещено. Если человека в гости пригласили родители и они воспримут отказ разделить с ними трапезу как непослушание, обиду и неподобающее поведения со стороны ребёнка, прервать пост дозволено (и даже желательно) в том числе и после «дахватуль-кубра», однако до наступления времени солятуль-аср. После наступления асра прерывать пост нафль нельзя, даже если это вызовет недовольство родителей. Если человек прервал пост нафль, восполнение его является обязательным, при этом не имеет значения, по какой причине был прерван пост — уважительной или нет. И на этот счёт среди шейхов ханафитского мазхаба нет никаких разногласий.

Если человек начал совершать пост нафль в дни праздников

11 или в три дня ташрика и прервал пост, на нём не лежит обязанности восстановить этот пост, потому что поститься в эти дни — харам. Данное мнение принадлежит имаму Абу Ханифе, да будет милостив к нему Аллах, и на нём строится фетва в ханафитском мазхабе, хотя имамы Абу Юсуф и Мухаммад, да будет милостив к ним Аллах, считали, что, хотя прервать пост в эти дни обязательно, восстановить его всё равно нужно.

Приложение

Выделяют два типа людей, которые не способны держать пост: 1) Человек, который болен неизлечимой болезнью. Неизлечимой болезнью следует считать такой недуг, который постоянно сопровождает человека и вероятность излечиться от которого очень мала. К неизлечимым болезням относят, например, рак, туберкулёз, язву желудка и болезни сердца.

  • Дозволено не соблюдать пост, если человека постоянно сопровождает болезнь и есть уверенность, что соблюдение поста ослабит его или что он не сможет довести пост до конца, если начнёт поститься. 2) Человек, который достиг глубокой старости и не имеет сил держать пост.
  • На людях этих двух типов не лежит обязанность восстановления поста, но лежит обязанность выплатить фидью.
  • В качестве фидьи человек должен накормить за каждый день поста обедом и ужином одного бедняка (при этом количество еды должны быть достаточным, чтобы человек полностью насытился), либо выплатить за каждый день 2 кг пшеницы или муки, либо отдать стоимость 2 кг пшеницы или муки деньгами. Если человек не способен выплатить фидью, ему следует просить прощения у Всевышнего Аллаха.

Если случилось так, что больной выздоровел или старый человек обрёл силы на пост, на них ложится обязанность поститься в следующий Рамадан. Кроме того, они должны восполнить пропущенный пост, даже если уже выплатили фидью.

Условием выплаты фидьи является тот факт, что немощь сопровождала человека до самой его смерти, если же у него появились силы или он излечился, фидья аннулируется.

Данное мнение противоречит позиции шафиитского мазхаба, согласно которому фидья является действительной, даже если человек впоследствии выздоровел или обрёл силы на пост12.

Источник: http://darulfikr.ru/story/fiqh/fast_hanafi_13

Сто полезных слов о Рамадане (6–10) — Ассоциация мусульман Украины

 Нельзя забывать об этикете поста.

Нередко при изучении правил поста люди забывают об изучении этикета, который надлежит соблюдать во время данного вида поклонения. Люди спрашивают,  что делать можно, а чего нельзя, интересуются точными правилами, но часто забывают о правилах приличия, которых должен придерживаться мусульманин в любое время.

  • В период же поста важность соблюдения этих правил возрастает многократно. Мусульманин должен оберегать свой язык от ругательств, сквернословия, лжи, сплетен и обмана.
  • Постящийся человек должен всем сердцем осознать и возвеличить значимость поста, не заниматься пустословием и бесполезным времяпрепровождением, не говоря уже о том, чтобы убивать эти ценные часы на всевозможные развлечения, игры и утехи.
  • Да, эти действия не относятся к тем вещам, которые уничтожают пост человека, и тот, кто сделал что-либо из этих дел, не обязан восполнять свой пост в другие дни. Но всё же он теряет, вместо того чтобы стремиться к прощению и довольству Аллаха. Возможно также, что человек будет соблюдать пост, но не получит от него ничего, кроме голода и жажды.
  • Помимо обязательного воздержания от еды и питья, есть ещё и желательные элементы (мустахаб), которые призваны украсить наш пост и сделать его чище.

К ним относятся: частое чтение Корана, поминание Аллаха, обращение к Нему с молитвами, совершение дополнительных намазов, раздача милостыни, получение и преподавание исламских знаний, оказание помощи своим братьям и сёстрам и всем остальным людям.

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) учил нас, что пост это не только отказ от еды и воды, это также отказ от бесполезного времяпрепровождения и распутства. И даже в ответ на брань мусульманин не должен отвечать руганью. Он должен просто сказать «я пощусь», тем самым напоминая об этом самому себе и окружающим людям.

 «Определённый пост» (сыяму–ль-айн) и «долговой пост» (сыяму-ддайн).

«Определённый пост» (сыяму-ль-айн) – это пост, имеющий строго определённое время, которое назначено либо Всевышним Аллахом (как, например, пост в месяце Рамадан), либо самим человеком (если, человек даст, например, обет (назр), что будет поститься в определённые дни). В таком случае пост привязан к указанной дате.

«Долговой пост» (сыяму-ддайн) – это пост, у которого нет никаких определённых дат, в которые его нужно выполнять (например, пост для восполнения (када) пропущенных дней Рамадана). Такой пост человек может соблюдать тогда, когда пожелает, вплоть до следующего Рамадана.

К долговым постам относятся также искупительные посты (каффара) за непредумышленное убийство, пост во искупление невыполненной клятвы, пост паломника, который совершал Хадж-таматту, но не смог совершить жертвоприношение (хадй) – такой человек должен поститься три дня во время хаджа и семь дней по возвращении домой.

Также к этому виду относится пост искупления за охоту на заповедной территории Мекки и обет (назр), не ограниченный какими-либо конкретными сроками: например, когда человек даёт обет перед Аллахом, что будет поститься неделю или месяц, но не указывает точно, в какую именно неделю или месяц он будет держать пост.

В таком случае он должен будет поститься в любое удобное для него время.

Обязательно ли соблюдать непрерывность поста?

Существуют такие виды поста, которые должны соблюдаться непрерывно, день за днём. Таков, например, пост в месяц Рамадан. Всевышний Аллах сказал:

فَمَنْ شَهِدَ مِنْكُمْ الشَّهْرَ فَلْيَصُمْهُ

«Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься»[1].

Месяц длится непрерывно, день за днём, следовательно, пост должен соблюдаться тоже непрерывно каждый день. Также непрерывными являются следующие посты:

  • пост искупления за непредумышленное убийство,
  • искупление клятвы «Зыхар»[2],
  • искупление за совокупление в месяце Рамадан.

Данные виды поста длятся два месяца без перерыва. Также если человек дал обет (назр), что будет соблюдать пост на протяжении всего месяца подряд, то соответственно он должен выполнить то, что обещал, и соблюдать пост непрерывно, каждый день назначенного срока.

Существуют также посты, в которых непрерывность не является обязательной (например, восполнение пропущенных дней Рамадана). Согласно наиболее обоснованному мнению большинства учёных, восполнять пропущенные дни Рамадана можно и порознь – так, как удобно человеку, потому что в Коране говорится:

فَمَن كَانَ مِنكُم مَّرِيضاً أَوْ عَلَى سَفَرٍ فَعِدَّةٌ مِّنْ أَيَّامٍ أُخَرَ

«А если кто из вас болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время»[3].

Аллах повелел держать пропущенный пост в другие дни и не дал никакого указания по поводу того, что эти дни должны следовать один за другим.

Таким же образом дело обстоит и с искуплением невыполненной клятвы: если человек не может выполнить ни одного из трёх искупительных действий (либо освободить раба, либо накормить десятерых бедняков, либо одеть десятерых неимущих), то тогда человеку даётся возможность искупить клятву нематериальным способом – трёхдневным постом. Эти три дня не должны в обязательном порядке идти один за другим, можно поститься с перерывом.

Также если паломник во время хаджа обрил голову, будучи в состоянии ихрама, то искуплением за это служит одно из трёх действий: либо заклание одной овцы с последующей раздачей мяса, либо кормление шестерых бедняков, либо трёхдневный пост, который также может быть соблюдён с перерывами, а не сразу все три дня подряд. То же касается и поста по обету, если человек не имел намерения выполнять этот обет непрерывно. Например, если человек пообещал перед Аллахом, что будет поститься три дня, но в уме у него не было намерения поститься три дня подряд, то в таком случае он может держать пост трижды по одному дню с перерывами.

Можно ли восполнить добровольный пост (нафль), если он был прерван?

Наиболее правильным мнением в данном вопросе считается следующее: доводить до конца добровольные посты не обязательно, и соответственно восполнение этих постов также не является обязательным. Это мнение большого числа исламских учёных, доказательством этого служат слова Пророка (мир ему и благословение Аллаха), который сказал:

الصائم المتطوع أمير نفسه إن شاء صام وإن شاء أفطر

«Добровольно постящийся – сам себе командир, если пожелает, – может поститься, а если пожелает, – то может и прервать»[4].

Но вместе с тем многие учёные считали нежелательным прерывать добровольный пост без веской на то причины: например, к человеку пришли гости, и они смущены тем, что хозяин соблюдает пост и не ест вместе с ними.

Если же человек прервёт свой пост без особой причины, то ему не будет награды за ту часть дня, которую он пребывал в посте.

Если же причина была существенной, то человек получит награду за то время, что он держал пост до его прерывания.

Некоторые примеры добровольных видов поста.

В нашем Шариате установлены добровольные виды поста. Вот некоторые из них:

  1. Пост Ашура, который совершается 10-го числа месяца Мухаррам.
  2. Пост в день Арафата, который совершается 9-го числа месяца Зу-ль-хиджа.
  3. Пост по понедельникам и четвергам.
  4. Пост в дни полнолуния, это три дня в середине каждого лунного месяца (13-е, 14-е, 15-е число).
  5. Шестидневный пост в месяце Шавваль.
  6. Учащение поста в месяцах Шаабан и Мухаррам в любом количестве.

Источник: http://lifeislam.org/islam/fikh/sto-polezny-h-slov-o-ramadane-6-10.html

Намерение прервать пост | Салиха

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

А затем:

Шейха Ибн ‘Усаймина (да смилуется над ним Аллах) спросили: “Человек в один из дней месяца Рамадан решил прервать свой пост, но затем он передумал. Каково суждение относительно этой ситуации?”

Шейх ответил: “Пост, который он вознамерился прервать, считается прерванным и недействительным. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине дела оцениваются по намерениям, и каждому человеку достанется то, что он намеревался обрести», и поэтому когда этот человек решил прервать пост, его пост прервался, и он обязан возместить тот день.

Он не может возобновить намерение соблюдения поста в течение светового промежутка дня поста, поскольку утвердить намерение соблюдения обязательного поста необходимо до наступления времени утренней молитвы, иначе пост не будет действительным.

В пользу этого свидетельствуют1 слова Всевышнего (смысловой перевод): «Ешьте и пейте, пока вы не сможете отличить белую нитку рассвета от черной, а затем поститесь до ночи» (2:187).

  • Человек который утвердил намерение поститься лишь в течение светового промежутка дня не может считаться постившимся целый день, ибо утвердить намерение соблюдения обязательного поста необходимо до наступления времени утренней молитвы” См. «Маджму’ Фатауа уа расаиль аш-Шейх Мухаммад бин Салих аль-‘Усаймин» 19/187.
  • Также шейху был задан вопрос: “Нарушается ли пост твердым намерением прервать его, если даже человек не поел и не попил?”
  • Ответ: “Известно, что пост состоит из [двух столпов] – намерение и воздержание. Человек намеревается своим постом приблизиться к Аллаху (Всемогущ Он и Велик), воздерживаясь от всего, что делает пост недействительным. И если человек действительно твердо решил прервать свой пост, то его пост становится недействительным.
  • Если же это было в день поста месяца Рамадан, то он [не смотря на то, что его пост нарушен и недействителен] все равно должен до заката солнца воздерживаться от всего, что разговляет человека.

Поскольку тот, кто во время обязательного поста месяца Рамадан не имея уважительной, с точки зрения шариата, причины совершил то, что нарушает пост, обязан до конца соблюсти пост этого дня, а затем возместить его.

Касательно того, кто не имел твердого намерения, а лишь пребывал в колебании, ученые разошлись во мнениях; одни сказали, что пост от этого нарушается, поскольку колебание несовместимо с твердой убежденностью [соблюдать пост, которая должна присутствовать на протяжении всего времени поста].

Другие же сказали, что от колебаний пост не нарушается, ибо исходить нужно из того, что изначальное намерение человека соблюдать пост остается, пока данное намерение он не заменит твердым решением прервать пост. И это мнение, на мой взгляд, является более правильным, но а лучше всего об этом известно Аллаху!” См.

«Маджму’ Фатауа уа расаиль аш-Шейх Мухаммад бин Салих аль-‘Усаймин» 19/187-188.

Источник: http://soliha.com/fiqh/saum/namerenie-prervat-post

Великий Пост в вопросах и ответах

Предлагаем вниманию гостей нашего сайта наиболее распространенные вопросы, волнующие православных людей во время Великого Поста, найденный редакцией сайта в сети Интернет.

Напоминаем, уважаемые посетители, если вы до сих пор не можете найти ответа на свой вопрос, обращайтесь к нам через раздел «Контакты» — мы постараемся вам помочь.

Великий Пост в 2013 году начался 18 марта и закончится 4 мая. Можно ли заключить брак в конце апреля?

Единственное, что допустимо в пост — это зарегистрировать брак в органах ЗАГСа, а празднование свадьбы  лучше приурочить к дате венчания (в период постов венчания не совершаются).

Если во время поста ухудшается самочувствие из-за проблем с сердцем, будет ли считаться грехом, если прерывать пост?

О строгости поста необходимо советоваться со своим духовником.

Рассудите, может я ошибаюсь? Смотрю на своих знакомых, соблюдают посты (вроде), в церковь на праздники ходят, причищаются. Но! При этом ведут такой образ жизни, мне такое и в страшном сне не снилось. А я не могу пойти на исповедь, мне стыдно за свои дела, не могу пойти к причастию, потому что считаю, не достойна.

В моем понимание исповедь и причастие означает отказ от тех дел, за которые мы просили у Бога прощение. Не укладывается у меня в голове, как так, сходили на исповедь, причастили, завернули за угол церкви и… все по новой? Ведь мы не для батюшки рассказываем о своих проступках.

Для себя в первую очередь, чтобы понять, где мы ошибались, сделать из этого выводы и больше не совершать этого!

Уже год пытаюсь переосмыслить свою жизнь. Отказалась от общения с некоторыми людьми, даже не смотря на то, что было очень больно с ними расставаться. Я стараюсь. Но как понять, что ты можешь, что ты достоин.

Как перебороть страх перед исповедью за свои проступки?

Вы, наверное, догадываетесь, что это только враг Вашего спасения может сеять хульные и нечистые помыслы. Нужно побороть внутренний страх перед Исповедью. Есть так называемые неисповеданные грехи, с которыми многие живут в течение многих лет, а может быть, и всей своей жизни.

Все время есть желание открыть их духовнику, но слишком стыдно о них говорить, так и проходит год за годом. А между тем они тяготят постоянно душу и готовят ей вечное осуждение. О, как надо бояться нераскаянных грехов! Жизнь наша, по апостолу, что – сегодня мы живы, а завтра готов нам исход. Куда же мы там спрячем свои грехи? Должны стыдиться грехов, а не покаяния.

Покаяние есть победа над самим собой, есть победный трофей, так что покаявшийся достоин всякого уважения и чести.

На исповеди нужно говорить все, что Вас беспокоит, что у Вас болит, не стесняйтесь, поэтому лишний раз сказать о своих прежних грехах. Это хорошо, это будет свидетельствовать, что Вы постоянно ходите с чувством своего окаянства и побеждаете всякий стыд от обнаружения своих греховных язв.

  • Если бы Вы окончательно сознали Вами совершенные грехи, то в этом случае Вы бы не смущались. Христианин должен быть готов раскрыть все свои немощи, дабы остаться перед Богом оправданным. Не смущаясь, покайтесь в своем грехе.
  • Знак совершенного покаяния – чувство легкости, чистоты, неизъяснимой радости, когда грех кажется так же труден и невозможен, как перед тем далека была эта радость. А пока – не впадайте в уныние, ведь Господь любит нас и готов даровать нам всепрощение. Ведь Бог более чем мы сами желает нам всякого блага и всегда готов его даровать, если тому не препятствуют наше своеволие и упрямство.
  • Существует 5 степеней строгости поста. И для Великого Поста написано следующее: “В субботние и воскресные дни разрешается третья степень поста, то есть употребление сваренной растительной пищи, с маслом, причем дважды в день.” Что это значит, и как же, все таки, правильно поститься?

В субботние и воскресные дни разрешается четвертая степень поста(горячая пища с маслом (растительным)), то есть употребление сваренной растительной пищи, с маслом, причем дважды в день.

Пост телесный без поста духовного ничего не приносит для спасения души. Без молитвы и покаяния, без воздержания от страстей и пороков, искоренения злых дел, прощения обид, воздержания от супружеской жизни, исключения увеселительных и зрелищных мероприятий, просмотра телевизора, пост становится всего лишь диетой.

«Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне, разрешим всяк союз неправды», — заповедует Святая Церковь.

«При телесном посте, — пишет святитель Василий Великий, — чрево постится от пищи и пития; при душевном посте душа воздерживается от злых помыслов, дел и слов.

Настоящий постник воздерживается от гнева, ярости, злобы и мщения. Настоящий постник воздерживает язык от празднословия, сквернословия, пустословия, клеветы, осуждения, лести, лжи и всякого злоречия.

Словом, настоящий постник тот, кто удаляется от всякого зла…».

Можно ли употреблять спиртные напитки во время поста?

В течение многодневных постов в некоторые дни предписывается более строгий пост, в другие – допустимы некоторые послабления. Так что спиртные напитки в умеренном количестве допустимы в субботние и воскресные дни, а также в дни совершения памяти наиболее чтимых святых. Но это общие правила, а мера поста для каждого должна определяться индивидуально в личной беседе со священником.

Можно ли беременным во время Великого Поста ограничивать себя только в употреблении мяса? Достаточно ли этого? Врач говорит о белковом питании, поститься как до беременности, думаю, нельзя.

Священник сказал, чтобы я сама решала по самочувствию.

А как решить по самочувствию, если самочувствие как раз не страдает… Мне нужно конкретное наставление, знаю, беременным делается послабление, помогите!

Действительно, беременным женщинам и кормящим матерям телесный пост ослабляется. Мера поста у всех разная, обычно в течение поста разрешены молочные продукты, яйца.

Уделяйте больше внимания посту духовному: чаще бывайте в храме, больше времени уделяйте молитве, исключите во время поста просмотр развлекательных передач и фильмов. Будьте доброй и милосердной к Вашим близким, старайтесь никого не осуждать, ни с кем не ссориться, не раздражаться и благодушно и радостно ждать появления на свет Вашего ребеночка.

Как готовить постные блюда?

В дни, когда постом предусмотрено сухоядение, следует готовить салаты из сырых овощей, квашеной капусты и соленых огурцов, которые заправляются не маслом, а различными салатными заправками на уксусной основе либо лимонным соком. Можно также добавлять орехи и изюм. Фруктовые салаты можно заправить медом.

В остальные дни поста растительную пищу можно варить или тушить, готовить на пару или гриле. Можно варить и овощные супы, добавляя туда крупы — рис, перловку. Очень важная составляющая постного стола — каши, сваренные на воде.

Великий Пост исключает любые злоупотребления — пряностями, острой, соленой, кислой, сладкой, жареной пищей. Поэтому лучше готовить в пароварке, жарить овощи или картофельные оладьи на гриле или тефлоновой сковородке, а вот о фритюрнице на время поста лучше забыть.

Можно ли во время поста заниматься фитнесом?

Весьма актуальный вопрос для современного человека, который не пришел бы в голову нашим предкам. Церковь по этому поводу говорит: можно. Ведь занятия активными упражнениями и здоровый образ жизни сегодня — это тоже своеобразный пост. Занимаясь фитнесом, вы накладываете на себя определенные ограничения.

Можно ли в пост посещать салоны красоты?

Поддерживать красоту телесную также необходимо, как и духовную. Вы можете посетить парикмахерскую и подстричь волосы, чтобы соблюсти опрятный вид. А вот от иных косметических процедур  все-таки  отказаться, дабы праздные мысли не мешали духовному очищению.

Что делать, если по медицинским показаниям необходимо съесть непостный продукт?

Если для диагностики какого-либо заболевания врач предлагает предварительно съесть непостный продукт (например, яйцо), не надо отказываться от обследования из-за поста. Отнеситесь к этой пище как к необходимому лекарству.

Кому духовники разрешают мягкую форму поста?

В посте важно соблюдать умеренность, ровность, чтобы избежать чрезмерных перееданий и голода. Пост должен быть строго индивидуальным, ведь силы у всех разные.

Церковь облегчает тяготы поста для беременных женщин, больных, престарелых и людей, занятых тяжелым трудом. Пост необходимо соизмерять с силами. Тем, кто в первый раз решил придерживаться поста, лучше выдерживать его мягкую форму, воздерживаясь от мясной пищи и допуская в рацион простые блюда из кисломолочных продуктов, яиц и рыбы. А также отказаться от алкоголя.

Нужно ли поститься ребенку?

Если вы хотите воспитать своих детей в православных традициях, то им следует, как и взрослым членам семьи, воздержаться от вкусного и приятного. Но это не значит, что маленьких детей надо сажать на хлеб и воду.

Строгая постная дисциплина может оттолкнуть ребенка от веры, простой отказ от мяса повлечет формальное отношение к посту. Важно научить его властвовать над своими желаниями.

Пост для ребенка — это добровольный отказ от того, чего больше всего хочется: конфет, мороженого, тортов и прочих сладостей.

Давая малышу молочные продукты, замените йогурты и глазированные сырки на простой кефир и нежирный творог, вместо газированных напитков предложите соки или морсы.

Пост для ребенка — это и отказ от привычных развлечений: телевизора и компьютерных игрушек. Это время лучше потратить на чтение или познавательные игры в кругу семьи.

Источник: http://socotdel.by/news/velikij-post-v-voprosax-i-otvetax.html

Ссылка на основную публикацию