Манхадж (аль-манхадж) — словарь исламских терминов

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного!

Отвечая на вопрос о разнице между понятиями «манхадж» и «‘акъида», шейх Салих аль-Фаузан сказал: “Значение слова манхадж шире, чем значение слова ‘акъида. Манхадж бывает в ‘акъиде, в руководстве, нраве, во взаимоотношениях с людьми и во всей жизни мусульманина.

 

Путь, по которому следует мусульманин, именуется манхаджем! Что же касается термина ‘акъида, то под ним подразумевается основы имана и смысл двух свидетельств (ля иляха илля Ллах, Мухаммад — расулю Ллах). Это и есть ‘акъида”. См. “аль-Аджуиба аль-муфида” 75.

Слово манхадж упоминается в Коране и Сунне. Так, Всевышний Аллах сказал: «Каждому из вас (пророков) Мы установили шариат и манхадж» (аль-Маида 5: 48).

В толковании этого аята Ибн ‘Аббас сказал: “Т.е. Сунна и путь”. ‘Абдур-Раззакъ 1/187, ат-Табари 6/175.

Посланник Аллаха ﷺ сказал: «И будет среди вас пророчество, которое будет продолжаться столько, сколько пожелает Аллах, а затем Аллах завершит его тогда, когда пожелает завершить.

Затем будет правление халифата в соответствии с манхаджем пророческого пути столько, сколько пожелает Аллах, а затем Аллах завершит его тогда, когда пожелает завершить». Ахмад, аль-Баззар, ат-Табарани.

Достоверность хадиса подтвердили хафиз аль-‘Иракъи и шейх аль-Альбани. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 5.

Несмотря на то, что термин «манхадж» является важнейшей частью религии Ислам, все же есть невежды, которые издеваются на теми, кто употребляет это слово, говоря о них: манхаджисты! Так пусть же посмеют в таком случае поиздеваться над Аллахом и Его посланником ﷺ, которые первыми упомянули этот термин!

Всевышний Аллах строго пригрозил тем, кто будет противоречить манхаджу Его пророка ﷺ, сказав: «Пусть же остерегаются те, которые противоречат его велению, чтобы их не постигло искушение или не постигло их мучительное наказание» (ан-Нур 24: 63).

Хафиз Ибн Касир сказал: “Под «велением пророка» подразумевается его путь, манхадж, Сунна, шариат”. См. “Тафсир Ибн Касир” 4/356.

Некоторые мусульмане полагают, что дозволено призывать к Исламу любыми способами, лишь бы была польза, и тем самым они противоречат манхаджу пророка ﷺ. При этом они даже используют лозунг «Цель оправдывает средства», который не имеет ничего общего с Исламом!

Пусть же поймет каждый, что призыв к пути Всевышнего Аллаха основан не на логике или мнимой пользе, а на знании, и именно поэтому Всевышний Аллах сказал Своему пророку ﷺ: «Скажи: “Таков мой путь. Я и мои последователи призываем вас к Аллаху согласно знанию”» (Юсуф 12: 108).

Имам аш-Шаукани сказал: “Т.е. призываем согласно ясному доводу. Аль-Басыра – это понимание, знание, посредством которого отличается истина ото лжи!” См. “Фатхуль-Къадир” 1/298.

Шейх Ибн Къасим говорил: “В призыве к Аллаху (да’уа) необходимы два условия: первое, чтобы призыв совершался только ради Аллаха, и второе, чтобы призыв соответствовал Сунне Его посланника ﷺ. И тот, кто испортил первое, стал многобожником, а тот, кто испортил второе, стал приверженцем нововведений!” См. “Хашия Китаб ат-таухид” 55.

‘Умар ибн аль-Хаттаб говорил: “Вы были самыми униженными людьми, и возвеличил вас Аллах, послав к вам Своего посланника ﷺ. И какими бы путями, помимо пути Его посланника ﷺ, вы ни стремились добиться величия, унизит вас Аллах”. аль-Хаким 2/245, иснад достоверный.

Обратите внимание на слова Умара, говорящего о том, что добится величия можно лишь следуя методу пророка ﷺ!

Истину сказал имам Малик: “Не преуспеют последние из этой общины, кроме как на том, на чем преуспели первые”. См. “аш-Шифа” 2/676.

Двери в вопросе методики призыва закрыты, и никто не имеет права придумывать какие-либо методы призыва, которые не использовали пророк ﷺ и его сподвижники. На это указывают также слова самого пророка ﷺ: «…и будет правление халифата в соответствии с манхаджем пророческого пути».

Са’ид ибн Джубайр, Хасан аль-Басри и Суфьян ас-Саури говорили: “Не будут приняты слова, кроме как с делами. И не будут приняты слова и дела, кроме как с правильными намерениями. И не будут приняты слова, дела и намерения, кроме как в соответствии с Сунной”. аль-Лялякаи в “И’тикъаду ахли-Ссунна” 1/57, Ибн аль-Джаузи в “Тальбису Иблис” 9, аз-Захаби в “Мизануль-и’тидаль” 1/90.

Следует отметить, что существует огромная разница между методами призыва и средствами, которые при этом используются.

В качестве примера «методов призыва» можно привести распространенные в наше время исламские нашиды, исламские фильмы и спектакли, митинги и демонстрации. Эти методы не использовали саляфы. И неужели методы призыва, которые не использовали ни пророк ﷺ, ни его сподвижники, ни их последователи, могут быть хорошими и правильными?!

Что же касается книг, кассет, микрофонов, громкоговорителей для призыва к молитве (азан) или для проповеди в мечетях и т.п., то это лишь средства, которые способствуют распространению призыва, и нет ничего порицаемого в их использовании. Поэтому следует понимать, что существует огромная разница между методами призыва и средствами, которые при этом используются.

И в заключении мы воздаем хвалу Аллаху – Господу миров!

Источник: https://toislam.ws/articles/articles-manhaj/manhaj

Призыв Саляфии

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
А затем :

«Манхадж» – это весь образ жизни мусульманина. К нему относится вероубеждение (‘акъида), фикъх, нрав и взаимоотношение с людьми. Также под манхаджем подразумевается путь, методика для воплощения велений Аллаха на земле. См. “Ма’алим филь-манхадж ат-таифатиль-мансура” 3-4.

Отвечая на вопрос о разнице между понятиями «манхадж» и «‘акъида», шейх Салих аль-Фаузан сказал: “Значение слова манхадж шире, чем значение слова ‘акъида. Манхадж бывает в ‘акъиде, в руководстве, нраве, во взаимоотношениях с людьми и во всей жизни мусульманина.

Путь, по которому следует мусульманин, именуется манхаджем! Что же касается термина ‘акъида, то под ним подразумевается основы имана и смысл двух свидетельств (ля иляха илля-Ллах, Мухаммад — расулю-Ллах). Это и есть ‘акъида”. См. “аль-Аджуиба аль-муфида” 75.
Слово манхадж упоминается в Коране и Сунне.

Так, Всевышний Аллах сказал: «Каждому из вас (пророков) Мы установили шариат и манхадж»(аль-Маида 5: 48).
В толковании этого аята Ибн ‘Аббас сказал: “Т.е. Сунна и путь”. ‘Абдур-Раззакъ 1/187, ат-Табари 6/175.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «И будет среди вас пророчество, которое будет продолжаться столько, сколько пожелает Аллах, а затем Аллах завершит его тогда, когда пожелает завершить.

Затем будет правление халифата в соответствии сманхаджемпророческого пути столько, сколько пожелает Аллах, а затем Аллах завершит его тогда, когда пожелает завершить». Ахмад, аль-Баззар, ат-Табарани. Достоверность хадиса подтвердили хафиз аль-‘Иракъи и шейх аль-Альбани. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 5. Несмотря на то, что термин «манхадж» является важнейшей частью религии Ислам, все же есть невежды, которые издеваются на теми, кто употребляет это слово, говоря о них: манхаджисты! Так пусть же посмеют в таком случае поиздеваться над Аллахом и Его посланником (мир ему и благословение Аллаха), которые первыми упомянули этот термин!

Всевышний Аллах строго пригрозил тем, кто будет противоречить манхаджу Его пророка (мир ему и благословение Аллаха), сказав:«Пусть же остерегаются те, которые противоречат его велению, чтобы их не постигло искушение или не постигло их мучительное наказание» (ан-Нур 24: 63).

Хафиз Ибн Касир сказал: “Под «велением пророка» подразумевается его путь, манхадж, Сунна, шариат”. См. “Тафсир Ибн Касир” 4/356. Некоторые мусульмане полагают, что дозволено призывать к Исламу любыми способами, лишь бы была польза, и тем самым они противоречат манхаджу пророка (мир ему и благословение Аллаха). При этом они даже используют лозунг «Цель оправдывает средства», который не имеет ничего общего с Исламом!

Пусть же поймет каждый, что призыв к пути Всевышнего Аллаха основан не на логике или мнимой пользе, а на знании, и именно поэтому Всевышний Аллах сказал Своему пророку (мир ему и благословение Аллаха): «Скажи: “Таков мой путь. Я и мои последователи призываем вас к Аллаху согласно знанию”» (Юсуф 12: 108).

Имам аш-Шаукани сказал: “Т.е. призываем согласно ясному доводу. Аль-Басыра – это понимание, знание, посредством которого отличается истина ото лжи!” См. “Фатхуль-Къадир” 1/298.
Шейх Ибн Къасим говорил: “В призыве к Аллаху (да’уа) необходимы два условия: первое, чтобы призыв совершался только ради Аллаха, и второе, чтобы призыв соответствовал Сунне Его посланника (мир ему и благословение Аллаха). И тот, кто испортил первое, стал многобожником, а тот, кто испортил второе, стал приверженцем нововведений!” См. “Хашия Китаб ат-таухид” 55.

‘Умар ибн аль-Хаттаб говорил: “Вы были самыми униженными людьми, и возвеличил вас Аллах, послав к вам Своего посланника (мир ему и благословение Аллаха). И какими бы путями, помимо пути Его посланника (мир ему и благословение Аллаха), вы ни стремились добиться величия, унизит вас Аллах”. аль-Хаким 2/245, иснад достоверный. Обратите внимание на слова Умара, говорящего о том, что добится величия можно лишь следуя методу пророка (мир ему и благословение Аллаха)!

Истину сказал имам Малик: “Не преуспеют последние из этой общины, кроме как на том, на чем преуспели первые”. См. “аш-Шифа” 2/676.

Двери в вопросе методики призыва закрыты, и никто не имеет права придумывать какие-либо методы призыва, которые не использовали пророк (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижники. На это указывают также слова самого пророка (мир ему и благословение Аллаха): «…и будет правление халифата в соответствии с манхаджем пророческого пути».

Са’ид ибн Джубайр, Хасан аль-Басри и Суфьян ас-Саури говорили: “Не будут приняты слова, кроме как с делами. И не будут приняты слова и дела, кроме как с правильными намерениями. И не будут приняты слова, дела и намерения, кроме как в соответствии с Сунной”. аль-Лялякаи в “И’тикъаду ахли-Ссунна” 1/57, Ибн аль-Джаузи в “Тальбису Иблис” 9, аз-Захаби в “Мизануль-и’тидаль” 1/90.

Следует отметить, что существует огромная разница между методами призыва и средствами, которые при этом используются. В качестве примера «методов призыва» можно привести распространенные в наше время исламские нашиды, исламские фильмы и спектакли, митинги и демонстрации. Эти методы не использовали саляфы. И неужели методы призыва, которые не использовали ни пророк (мир ему и благословение Аллаха), ни его сподвижники, ни их последователи, могут быть хорошими и правильными?!

Что же касается книг, кассет, микрофонов, громкоговорителей для призыва к молитве (азан) или для проповеди в мечетях и т.п., то это лишь средства, которые способствуют распространению призыва, и нет ничего порицаемого в их использовании. Поэтому следует понимать, что существует огромная разница между методами призыва и средствами, которые при этом используются.

И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!

Источник: https://ahl-sunna.com/article/manhadj/termin_manhadj

Аль-Фикхуль Манхаджи. Часть 1. Правовые нормы связанные с очищением

 

Определение очищения (тахарат)            

Очищение в языковом значении: чистоплотность и очищение от скверны физической, такой как нечистоты, — или от скверны в смысловом значении — от душевных пороков. Говорится: «Он очистился посредством воды» — т.е. от нечистот,  также: «Он очистился от зависти» — т.е. избавился от нее.

Очищение в шариатском значении: действие, которое делает дозволенным совершение молитвы или того, что в ее ранге. Например, совершение малого омовения для того, кто не в состоянии омовения; или совершение полного омовения для того, на ком лежит обязанность его совершить; или удаление нечистот с одежды, тела и места, где совершается молитва.

Забота Ислама о чистоплотности и очищении Поистине, Ислам уделяет пристальное внимание вопросу чистоты и очищения, это очевидно из того, что следует далее.

Повеление на омовение для совершения молитвы каждый день по несколько раз. Сказал Всевышний: «О те, которые уверовали! Когда вы встаете на молитву, то умойте ваши лица и ваши руки до локтей, протрите ваши головы, и ваши ноги до щиколоток» (Сура «Аль-Маида»,  аят 6).

Побуждение к совершению полного омовения в различных ситуациях. Сказал Всевышний Аллах: «А если вы находитесь в половом осквернении, то очиститесь…» (Сура «Аль-Маида», аят 6).

Сказал посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха: «Надлежит каждому мусульманину совершать полное омовение (гусль)  один раз в каждые семь дней, где он будет мыть голову и тело».

Приводится у Аль-Бухари (856) и у Муслима (849).

Повеление стричь ногти, чистить зубы и очищать одежду. Сказал Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха:«Пять вещей, относящихся к естеству: обрезание, бритье волос в лобковой части, удаление волос из подмышек, укорачивание ногтей и стрижка усов».Приводится у Аль-Бухари (5550) и у Муслима (257).

Так же он, мир ему и благословение Аллаха, сказал:«Если бы я не боялся затруднений для своей уммы, то непременно бы повелел использовать сивак перед каждой молитвой». Приводится у Аль-Бухари (847) и у Муслима (252).

А в передаче (риваят)  Имама Ахмада (325/6): «..перед каждым совершением омовения». И сказал Всевышний: «Одежды свои очищай!» (сура «Аль-Муддассир», аят 4).

Сказал Пророк, мир ему и благословение Аллаха: «Поистине, вы возвращаетесь к своим братьям, так приведите же в порядок своих верховых животных, приведите в порядок свою одежду, чтобы приятно выделяться среди людей. Поистине, Аллах не любит безалаберность и неряшливость». Приводится у Абу Дауда (4089).

Сказал Всевышний Аллах: «Воистину, Аллах любит кающихся и любит очищающихся» (сура «Аль-Бакъара»,  аят 222). А также причислил очищение к половине веры (иман). Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Чистота — половина веры!». Приводится у Муслима (223).

Мудрость предписания очищения

Предписание очищения несет в себе много мудростей, о которых мы упомянем далее.

Очищение — это один из позывов естества, человек по своей натуре имеет склонность к чистоте и по природе своей чувствует отвращение к нечистотам и грязи. Ислам — религия естества, которой свойственно призывать к очищению и сохранению чистоты.

Оберегание чести мусульманина и его достоинства. Что касается людей, то они тянутся к чистоплотному, любят встречаться с ним, любят сидеть с ним.

Они не любят и презирают нечистоплотных, испытывают отвращение к ним и избегают встреч с такими людьми.

Вместе с тем Ислам, дорожа честью верующего и его достоинством, призывает его к чистоте, дабы был он среди своих братьев уважаемым, благородным.

Забота о здоровье. Чистота является важнейшей из причин, предохраняющей человека от болезней, потому что болезни это большее, что распространяется между людьми по причине грязи и нечистот. Что касается очищения тела, мытья лица и двух рук, промывания носа и мытья двух ног, а эти части тела чаще других подвержены загрязнению, то мытье их несколько раз в день защищает тело от болезней.

Пребывание перед Господом в состоянии ритуальной чистоты, потому что человек в молитве обращается к Господу и ведет с Ним беседу. И он жаждет быть чистым (очистившимся) снаружи и внутри, с чистым сердцем и телом, потому что Всевышний  Аллах любит кающихся и очищающихся.

Источник: http://darulfikr.ru/story/fiqh/fiqhul_manhadji_01

Манхадж

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху, которого мы восхваляем и к которому взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ, и дурных дел.

Кого поведет Аллах по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение. А кого Он сбил, того никто не наставит на прямой путь.

Мы свидетельствуем, что нет никого достойного поклонения, кроме Одного Аллаха, и свидетельствуем, что Мухаммад, раб Аллаха и посланник Его.

Поистине, самые лучшие слова – это Книга Аллаха, а лучший путь – это путь Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). Худшие же деяния – это нововведения, а каждое нововведение – это ересь, а каждая ересь – это заблуждение, а всякое заблуждение в Огне.

А затем:

Об опасности дружить, общаться и спорить с приверженцами нововведений,
а также читать их труды, слушать их кассеты и посещать их сайты

Об опасности дружбы с приверженцами нововведений

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Человек исповедует ту же религию, что и его друг.

Так пусть же посмотрит каждый из вас, кто является вашим близким другом!» Абу Дауд 4833, ат-Тирмизи 2378.

Имам ан-Науауи, хафиз Ибн Хаджар, имам Ибн Муфлих, хафиз ас-Суюты и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса.

Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр писал: “Смысл этого хадиса, а Аллаху об этом ведомо лучше, в том, что человек привыкает к тому, что он видит от своего друга. К религии тоже можно привыкнуть, и поэтому мусульманину велено дружить только с теми, от кого он видит хорошее, так как к хорошему тоже можно привыкнуть”. См. “Бахджатуль-джалисин” 2/751.

Источник: https://anti-bida.com/category/manhadj/

Аль-фикху ль-манхаджи (1/27-30). Предисловие к главе очищения

Редакция сайта “Исламская цивилизация” некоторое время назад объявляла о начале работы по переводу книги «Аль-Фикху ль-манхаджи ‘аля мазхаби ль-имами Аш-Шафии».

На данный момент полностью переведена и отредактирована (на соответствие оригиналу (шариатским комитетом) и русский язык) глава об очищении. Также частично переведены некоторые разделы из различных глав книги: от главы о намазе до главы о семейных отношениях.

Имея достаточный объём материала для стабильного обновления сайта, мы начинаем выкладывать переведённые разделы. Просим Всевышнего Аллаха укрепить нас в этом деле и помочь довести его до конца.

Наша работа представляет собой именно перевод книги, а не написание статей на её основе. Мы будем выставлять цельные законченные фрагменты, содержащие полноценную информацию по тому или иному разделу, в виде отдельных блоков. Каждая следующая публикация будет продолжением предыдущей. В названии каждой публикации будут указаны номер части и номера страниц переведённого фрагмента.

Правовые положения, связанные с очищением (тахара)

Определение тахара

В арабском языке «тахара» – это чистота, избавление от грязи, как в буквальном смысле, так и в переносном – избавление от недостатков. Так, например, говорят: «татаххара би-ль-маъ» – «очистился водой», то есть «очистился от грязи». Или же говорят: «татаххара мина-ль-хасад» – «очистился от зависти», то есть очистил сердце от зависти.

В терминологии шариата под «тахара» понимается порядок действий, после которого становится дозволенным совершение намаза и того, что имеет его статус (как обход (тавваф) Каабы. – прим. пер.) Например, омовение для того, кто его не имеет; или же купание для того, для кого оно стало обязательным; или же очищение от нечистот (наджас) на одежде, теле или месте (на котором совершается намаз).

Забота ислама о чистоте

Ислам полноценным образом заботится о чистоте, что становится очевидным из следующих положений:

1) Повеление совершать омовение при совершении намаза несколько раз в день. Всевышний Аллах сказал (смысл): «О те, которые уверовали! Когда вы встаёте на намаз, то умойте ваши лица и ваши руки до локтей, оботрите ваши головы и умойте ваши ноги до щиколоток» (сура «Трапеза», аят 6).

2) Побуждение к купанию во многих случаях. Всевышний Аллах сказал: «А если вы находитесь в половом осквернении, то очиститесь»(сура «Трапеза», аят 6). Также Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Обязанностью каждого мусульманина перед Аллахом является купание один раз в семь дней, в который он моет свою голову и тело» (Аль-Бухари, Муслим (849)).

3) Повеление подстригать ногти, чистить зубы, очищать одежду.

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Пять вещей относятся к естеству (фитре) человека: обрезание, удаление волос на лобке, подстригание ногтей, выщипывание волос подмышками и подстригание усов» (Аль-Бухари (5550), Муслим (849)).

Он также сказал: «Если бы я не боялся обременить мою общину, то велел бы использовать сивак (зубочистку) при каждом намазе» (Аль-Бухари (847), Муслим (252)). А в версии, которую приводит Ахмад (6/325), говорится: «…при каждом омовении».

Также Всевышний Аллах сказал: «Одежды свои очищай!» (сура «Завернувшийся», аят 4). Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал своим сподвижникам: «Поистине, вы прибываете к своим братьям. Поэтому приведите в порядок свою поклажу и свою одежду, так, чтобы вы выделялись среди людей, как выделяется родинка на теле.

Поистине, Аллах не любит скверность и занятие скверным» (Абу Дауд (4089)). Всевышний Аллах сказал: «Воистину, Аллах любит кающихся и любит очищающихся» (сура «Корова», аят 222). Ислам даже сделал очищение половиной веры, как об этом сказал Пророк (мир ему и благословение Аллаха): «Очищение – половина веры» (Муслим (223)).

Мудрость предписания очищения

Ислам предписал очищение, преследуя многие мудрости, некоторые из которых мы перечислим:

1) К очищению призывает естество (фитра) человека. Оно притягивает его к чистоте и отгоняет от грязи и неопрятности. А так как ислам является религией, соответствующей естеству человека, он призывает его к чистоте и соблюдению гигиены.

2) Ислам оберегает честь и достоинство мусульманина. Люди по своему естеству устремляются к опрятным и предпочитают общество с ними.

Также как не любят грязных, неопрятных людей, унижают и избегают их, не желают находиться с ними.

А поскольку ислам заботится о чести и достоинстве верующих, он повелевает им соблюдать чистоту и быть опрятными, чтобы верующие были среди своих братьев достойными и уважаемыми.

3) Ислам заботится о здоровье человека. А чистота и гигиена относятся к главным причинам, оберегающим его от болезней.

Ведь более всего болезни распространяются среди людей по причине несоблюдения гигиены.

Также шариат повелевает очищение тела, мытьё лица и рук, полоскание носа, мытьё ног – части тела, которые постоянно подвергаются загрязнению – несколько раз в день, что защищает тело от болезней.

4) Мусульманин должен стоять перед Всевышним Аллахом чистым, поскольку в намазе он обращается к своему Господу и беседует с Ним. Поэтому он должен быть чистым, – как внешне, так и внутренне: с чистым сердцем и чистым телом, – Всевышний Аллах любит кающихся и любит очищающихся.

Вода, которая пригодна для очищения

К видам воды относятся дождевая и морская вода, вода из колодцев, речная, родниковая и талая вода (изо льдов).
Все эти виды воды можно отнести к двум категориям: к тому, что выпадает с неба, и к тому, что проистекает из земли.

Всевышний Аллах говорит: «Мы ниспосылаем с неба чистую и очищающую воду» (сура «Различение», аят 48). Аллах также говорит: «…и ниспослал вам с неба воду, чтобы очистить вас ею» (сура «Добыча», аят 11).

Также Абу Хурейра (да будет доволен им Аллах) передал, что некий мужчина спросил Пророка (мир ему и благословение Аллаха): «О Посланник Аллаха! Выходя в море, мы берём с собой немного воды. Если же мы станем совершать ею омовение, то будем испытывать сильную жажду.

Можно ли совершать омовение морской водой?» Он сказал:«Морская вода чиста и пригодна для очищения, а умерших в ней животных разрешается употреблять в пищу» (хадис передали пятеро: Абу Давуд, Ат-Тирмизи, Ан-Насаи, Ибн Маджа и Ахмад ибн Ханбал, а Ат-Тирмизи назвал хадис хорошим достоверным).

Источник: https://ikrima.livejournal.com/274982.html

Ссылка на основную публикацию