Макрух танзихи — словарь исламских терминов

В связи с тем, что одной из задач фикха является дать правовую оценку действиям человека с точки зрения шариата – например, оставление молитвы, или наоборот, охарактеризовать ту или иную шариатскую норму – например, совершение пятикратной молитвы, согласно ханафитского мазхаба дела делят на следующие понятия.

Фард – обязательное для исполнения религиозное предписание, повеление Аллаха которое выражается в ясных и бесспорных доказательствах из Корана и Сунны. К таким предписанным обязанностям [фард] относятся, ежедневная пятикратная молитва, соблюдение поста в месяц Рамадан, совершение хаджа и так далее. Согласно исламскому вероучению, тот, кто соблюдает фард, делает богоугодное дело, а кто не соблюдает, тот заслуживает гнев Аллаха, а человек, который сознательно отрицает установленные Аллахом предписания, выходит из ислама, то есть становится вероотступником.

Существует два вида фарда:

Правовые нормы фикха

1. Фард аль-‘айн – это персональная обязанность, т.е. предписание, которое является обязательным для каждого мусульманина – например, это совершение ежедневной пятикратной молитвы или соблюдение поста в месяц Рамадан. 2. Фард аль-кифая – коллективная обязанность, т.е. предписание, которое является обязательным для мусульман в целом, для мусульманской общины, и если достаточное количество мусульман занимается выполнением этой обязанности, то остальные мусульмане освобождаются от неё, примером этого является совершение погребально молитвы – аль-джаназа.

Ваджиб – шариатский термин, означающий необходимость исполнения той или иной религиозной обязанности, и в ханафитском мазхабе это деяние, выполнение которого обязательно. В то же время эта обязательность не так явно обоснована в Коране и Сунне, как действия, попадающие под категорию фард.

Ваджиб основан на предписании, которое с точки зрения его весомости слабее, чем доказательство, на котором основывается фард. Зачастую оно основано на т. н. хадис аль-аха́д, фард же основывается только на аятах Корана, хадисах-мутаватир и хадисах-машхур.

Выполнение ваджиба это богоугодное дело, а невыполнение – грех, однако одним из принципиальных отличий между фард и ваджиб является то, что отрицание фарда делает человека неверным и выводит его из Ислама, а отрицание ваджиба к этим последствиям не приводит.

Примерами ваджиба являются заклание жертвенного животного, совершение молитвы витр, чтение «Открывающая Книгу» в молитве.

Сунна – (от арабск. «способ», «привычный путь», «следование») – слова, дела, невысказанные одобрения, нравственные качества Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, известные из сообщений очевидцев.

Наряду с Кораном Сунна является первоисточником ислама и шариата, и следование Сунне в этом смысле является обязанностью каждого мусульманина.

Сунна с точки зрения её источников бывает четырёх видов:

1. Это различные высказывания Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, приводимые в хадисах (арабск. ас-сунна аль-каулийа). 2. Это поступки, совершенные Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и являющиеся примером для всех мусульман (арабск. ас-сунна аль-фи’лийа). 3. Это молчаливое одобрение Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, слов и дел его сподвижников, что расценивается как разрешение подобных действий (арабск. ат-такрир). 4. Это описание внешних качеств и образа действия Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует (ас-сыфа).

Сунна муаккада – букв. «утверждённая сунна», близка к понятию ваджиб, это действия, которые Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, обычно всегда исполнял, и соответственно данную разновидность сунны нужно исполнять, хотя при пропуске действий возмещать их не требуется.

Мустахабб – (или сунна гайр муаккада) – богоугодные деяния, которые Пророк совершал нерегулярно, например, дополнительная молитва, предшествующая обязательной ночной молитве, два ракаата молитвы после омовения и тому подобное.

Мубах – разрешённые деяния, совершение которых не предписывается, но и не запрещается шариатом. Если действие, относящееся к категории мубах, совершено с благими намерениями, то оно расценивается как богоугодный поступок. Примером мубаха являются еда, питье, сон и т. д.

Макрух танзихи – нежелательное действие, действие, совершенное не в соответствии с Сунной; сравнительно лёгкий вид нежелательного действия, за совершение которого не следует наказания. Данный вид нежелательных действий относится к некатегоричным запретам Сунны, в частности к этой категории относится посещение мечети человеком, который поел лук или чеснок.

Макрух тахрими – какое-либо действие, совершение которого очень нежелательно и близко к запретному (харам), и его порицаемость доказывается очевидным подтверждением из Корана или Сунны; Сознательное совершение чего либо, относящемуся к категории макрух тахрими – грех, а воздержание от него – богоугодное дело. В то же время отрицание порицаемости чего либо, относящегося к макрух тахрими не выводит человека из ислама. Примером является сознательное оставление молитвы витр.

Харам – категорически запрещённые действия. Совершающего харам (запретное) – если человек не раскается – ожидает строгое наказание в Судный день, кроме того, за некоторые запрещённые действия наказание может быть назначено шариатским судьёй и в этой жизни.

Примерами действий, относящихся к категории харам, являются оставление предписанной молитвы, убийство невинного человека, употребление спиртного, свинины, воровство, прелюбодеяние и так далее. Кроме деяний, к этой категории относятся и высказывания, например, слова, являющиеся проявлением неверия, брань и так далее.

Отрицание запретности, когда человек говорит, что это дозволено автоматически выводит человека из ислама и делает его неверным, такому человеку нужно раскаяться и заново принять ислам.

Источник: http://www.info-islam.ru/stuff/religija/voprosy_fikkha/pravovye_normy_fikkha/13-1-0-917

Шариат и Джихад

Шариа́т (араб.شريعة‎‎ — (правильный) путь, образ действия) — совокупность правовых, канонически-традиционных, морально-этических и религиозных норм ислама, охватывающая значительную часть жизни мусульманина и провозглашаемая в исламе как «вечное и неизменное» Божественное установление; одна из конфессиональных форм религиозного права.Время и место появления — VII—XII века, Халифат.Шариат опирается на Коран и сунну; включает элементы конституционного, гражданского, уголовного, административного, семейного и процессуального права, а также моральные, этические и поведенческие нормы (нормы вежливости) без сколь-либо подробного разделения.

В настоящее время существует четыре суннитских направления (школы или мазхаба) шариата: Малики, Ханбали, Ханафи, Шафии. Ранее существовало ещё одно направление (школа или мазхаб) шариата — Захири.

В исламе существуют предписания и запреты, которые обязаны соблюдать все совершеннолетние дееспособные мусульмане. Эти предписания и запреты называются «Таклиф», а обязанных их исполнять называют «Мукаллаф».

Предписания и запреты, исполняемые мукаллафами, имеют различную степень важности. Градация по степени важности предписаний и запретов называется «Аф’ааль-уль-Мукаллафин».

«Аф’ааль-уль-Мукаллафин» состоит из восьми разделов:

1 — Фарз: обязательные, строго предписанные обязанности (за исполнение — награда, за неисполнение — наказание).

2 — Ваджиб: обязанности, очень близкие к строго предписанным. Например, намаз «Витр» и «Праздничный намаз».
3 — Сунна: желательные действия. Например: Сунны намазов и поста (за исполнение — награда, за неисполнение — нет наказания).
4 — Мустахаб: действия, которые совершаются лишь изредка. К примеру, раздача милостыни (кроме закята) или дополнительный пост (за исполнение — награда, за неисполнение — нет наказания).
5 — Мубах: нейтральные действия, за исполнение которых согласно предписаниям шариата нет как саваба (благости Аллаха), так за неисполнение нет и греха. Например, такие действия как: садиться, вставать, есть, пить.
6 — Макрух танзихи: нежелательные действия, «уменьшающие благость Аллаха». По степени дозволенности занимает пограничное положение между халялем и харамом (за исполнение — нет наказания, за неисполнение — награда).
7 — Муфсид: действия, нарушающие уже начатое религиозное либо иное важное действие. Такие действия как смех при намазе, приём пищи во время поста.
8 — Харам: строго запрещённые действия. К примеру: убийство невинного человека; воровство; приём алкогольных напитков, употребление свинины; непокорность родителям или мужу.[1]Согласно шариату, совершающих харам («недозволенное») ожидает строгое наказание и в этой жизни, и в жизни вечной (мучения в аду). Избегающие харама получат «благость Всевышнего Аллаха»; отрицающие недозволенное, с точки зрения шариата, автоматически переходят в разряд неверных.

Примечание: Совершеннолетие, согласно шариату, у подростков наступает в момент, когда «они начинают отличать добро ото зла», на практике это трактуется правосудием по-разному: в разное время, в зависимости от конституции организма.

Мальчики достигают совершеннолетия в возрасте от двенадцати до пятнадцати лет, а девочки — от девяти до пятнадцати лет при появлении и формировании вторичных половых признаков.

Если до пятнадцатилетнего возраста у мальчика или девочки не появятся первые признаки действий мужских и женских гормонов, то, по мнению некоторых шариатских специалистов, с пятнадцати лет они считаются совершеннолетними вне зависимости от каких-либо признаков, но другие не согласны и считают, что мальчик или девочка считаются совершеннолетними только после полового созревания.

Джихад

Джиха́д (от араб. الجهاد‎‎ — «усилие») — понятие в исламе, означающее усердие на пути Аллаха. Обычно джихад ассоциируется с вооружённой борьбой, однако понятие значительно шире.

Джихадом в исламе является борьба со своими духовными или социальными пороками (например, с ложью, обманом, развращенностью общества и т. д.), устранение социальной несправедливости, постоянное усердие в деле распространения ислама, ведение войны с агрессорами, наказание преступников и правонарушителей[1]. Кроме того, в арабском языке слово «джихад» означает любое усилие или усердие, в частности в работе, учёбе и т. д.

Согласно Корану, каждый мусульманин должен проявлять усердие в утверждении и защите ислама, расходовать для этого свои материальные средства и все свои силы. В случае опасности необходимо подниматься на вооружённую борьбу против врагов веры.

Джихад — это вершина ислама, отдача всех сил и возможностей ради распространения и торжества ислама — одна из главных обязанностей мусульманской общины.

В период национально-освободительного движения идеи джихада могут быть применены к борьбе против колониализма.

Источник: http://www.muslim-info.com/shariat-i-djihad.html

Можно читать намаз без тюбетейки?

 

ВОПРОС: Ассалям алейкум Мейрам брат!

Меня давно волнует вопрос перед каждым намазом, когда вижу имама в тюбетейке. Всем ли нам носить такие тюбетейки или только одному имаму? Вот прочитал ответ имама и решил узнать ваше мнение. Канат.

Вопрос

07.08.12. Ассаляму алейкум. Вопрос: Далиль с помощью которого, можно было бы подтвердить, что по Ханафитскому мазхабу чтение намаза без тюбетейки и носков макрух.

Ответ Уалейкум ассалам, Ринат.

В ханафитском мазхабе макрух делится на две категории — макрух танзихи и макрух тахрими.

Макрух танзихи — это нежелательное действие, которое не является греховным и за совершение которого человек не будет наказан в этом мире, и не будет наказан в ахирате, однако отказ от этого действия похвален и вознаграждаем (сауаб).

Макрух тахрими — это недозволенное действие, запретность которого не выражена ясными текстами Корана и Сунны, однако вытекает из них косвенно, и является крайне греховным. Макрух тахрими очень близок к хараму, однако, в отличие от харама, отрицание его запретности не выводит человека из Ислама.

Чтение намаза с непокрытой головой для мужчин является макрух танзихи. Далилем является несоответствие Сунне, которая заключается в том, чтобы читать намаз в головном уборе.

О нежелательности чтения намаза без носков нам ничего неизвестно.

Известно, что это дозволено как для мужчин, так и для женщин, однако перед посторонними мужчинами, женские ступни должны быть сокрыты.

МОЙ ОТВЕТ: уа алейкум ас салям Канат брат!

         Брат мой, нашел у кого знание брать! Эти безграмотные имамы даже намаз по своему мазхабу не умеют правильно совершать, не говоря уже о сложных вопросах шариата. Они как раз своим невежеством противоречат Сунне!!!

Ни в Коране, ни в Сунне нет ни одного слова, приказывающий мусульманам голову прикрывать при совершений намаза.

Это бред Абу Ханифы и других Ахли Сунщиков, которые своими маразмами усложнили религию до невозможности из-за своих невежеств с этом вопросе! Есть немало достоверных хадисов, где говорится, что у Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) во время намаза (перед) с волос капали остатки воды после гусла, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) свои волосы приводил в порядок перед встречами и т.д. и т.п. Это означает, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) не всегда одевал головной убор во время намаза и в обыденное время. Чалма у арабов является своего рода национальной одеждой, прикрывающим лица от ветра и песков. Поэтому нельзя путать это с шариатом! Точно также у сектантов, которые считают ношение афганской или палестинской одежды Сунной.

Источник: http://www.religia.kz/faq/135-2009-03-28-13-52-43/3948-2012-08-11-15-26-14.html

Краткий исламский словарь

Ислам – букв. «покорность Всевышнему»; выполнение того, что предписано исполнять Всевышним, и воздержание от того, что Им запрещено; религия, исповедующая покорность Единому Богу.

Иман – вера, истинная вера, мусульманская вера.

Ихсан – состояние, когда человек помнит и осознает, что Всевышний видит и слышит его, что Он ведает всё о нём и о его помыслах, хотя сам человек Бога и не видит.

Ихлас – искренность намерений, совершение поклонения и других деяний только во имя Аллаха, с намерением служить только Ему, безо всякой корысти, не имея никаких других желаний, например, показать это людям, завоевать популярность, авторитет и т. д.

Хузур – состояние, при котором все внимание и мысли мусульманина сосредоточены исключительно на Создателе, на лучшем поклонении Ему.

Шариат – свод норм и законов, установленных Создателем, регулирующих как поведение отдельного человека, так и жизнедеятельность общества в целом.

Шариат указывает, какие деяния являются запретными (харам), какие – обязательными (фард), какие – желательными (сунна) и нежелательными (макрух), дозволенными (мубах) и т. д.

Шариат разъясняет, как правильно совершать поклонение Всевышнему, как трудиться, учиться, отдыхать, поступать в тех или иных ситуациях, налаживать отношения с людьми, как обустроить общественную жизнь и управлять ею и т. д. Одним словом, шариат охватывает все сферы человеческой жизни.

Шариат является составной частью религии наряду с вероубеждением (акидой). Каждому посланнику Всевышним был дан свой шариат, регулирующий жизнедеятельность той общины, к которой он был послан. Каждый последующий шариат, ниспосланный определенному народу, отменяет предыдущий, ниспосланный с предыдущим посланником.

Поскольку Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) является последним пророком (наби) и посланником (расул) Всевышнего, и поскольку он был послан ко всему человечеству, то свод законов, принесенный им, отменяет все своды законов и норм, принесенные предыдущими посланниками.

То есть единственно правомочным Шариатом со времени Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) по сей день и до конца света является Шариат, принесенный им. Поэтому, когда мы произносим или пишем слово «Шариат», мы имеем в виду Шариат Пророка Мухаммада (мир ему и благословение).

Нормы шариата вытекают из Корана и сунны. Они в основном были сформулированы ещё самим Пророком (мир ему и благословение), а с развитием общественных отношений были дополнены его сподвижниками (асхабами) и великими, общепризнанными имамами-муджтахидами.

Фард – обязанность; то, что предписано для обязательного выполнения; то, что вменяется в обязанность мусульманину; священный долг мусульманина.

За исполнение обязательных предписаний мусульманин получит великое вознаграждение, причем размер его зависит от искренности и стараний при их совершении. А за их сознательное невыполнение (без уважительных причин) он будет строго наказан. Фард, не выполненный вовремя, следует совершить при первой возможности.

Различают два вида обязательных предписаний: фард уль-‘айн и фард уль-кифайя.

Фард уль-‘айн – это индивидуальная обязанность каждого мусульманина, то есть обязанность, возлагаемая на каждого совершеннолетнего, умственно-полноценного мусульманина. Например, совершение обязательного намаза, соблюдение поста в месяц рамадан и т. д.

Фард уль-кифайя – это обязанность мусульманской общины; то, что следует выполнить хотя бы минимальным числом мусульман, или хотя бы несколькими людьми из общины, или хотя бы одним человеком. Например, оглашение азана – призыва на молитву, похороны умершего и т. д. Если фард уль-кифайя останется неисполненным хотя бы одним человеком, то вся община (джамаа) впадает в грех.

Ваджиб – то, что мусульманину следует выполнить. По степени важности выполнения и вознаграждения за него ваджиб идет вслед за фардом. За выполнение ваджиба мусульманин также получит большое вознаграждение, а невыполнение его сознательно является грехом. Ненарочное его неисполнение обычно искупляется штрафом (кафара).

Сунна – путь; пример.

1)         Путь, указанный Пророком Мухаммадом (мир ему и благословение) словами, деяниями, поступками или состоянием (хал) все, что говорил, делал, одобрял или не одобрял Пророк (мир ему и благословение).

2)         Совокупность хадисов, рассказывающих об этом пути, доносящих до нас образ жизни Пророка (мир ему и благословение).

3)         То, что желательно выполнить сверх обязательного. За выполнение сунны мусульманин получит вознаграждение, в то же время её невыполнение не считается грехом. Но не допускается относиться к сунне пренебрежительно, считать её чем-то маловажным. Следует помнить, что выполнение её является лучшим для мусульманина.

Мубах – то, что не является ни обязательным, ни желательным, ни запретным, ни нежелательным; нейтральное, разрешенное.

Караха  (или макрух) – то, что нежелательно для совершения, неодобряемое. Различают два вида неодобряемого: карахату-т-тахрим и карахату-т-танзих. Карахату-т-тахрим – более нежелательное, неодобряемое среди них, приближающееся к запретному (харам).

Харам – запретное; то, что шариатом запрещено ясно и однозначно.

За воздержание от совершения запретного мусульманин получит соответствующее вознаграждение (саваб) от Всевышнего, в противном же случае, он будет строго наказан (‘азаб).

Хадис – букв, «изречение», «рассказ» – предание о словах и деяниях Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), связанных с самыми различными ситуациями в жизни человека и общества.

Хадис состоит из двух частей: матн – информационная часть, содержащая непосредственное сообщение о высказываниях или поступках Пророка (мир ему и благословение) в тех или иных ситуациях, и иснад – перечисление цепочки людей, передававших матн из поколения в поколение. Собиратели хадисов тщательно изучали биографию каждого из передатчиков, чтобы удостовериться в их порядочности и исключить искажение информации.

Источник: http://IslamDag.ru/vse-ob-islame/26305

Понятие «макрух» или «карахат» в ханафитском мазхабе — Ан-Ниса — Мусульманский женский портал

Вопрос:

Не могли бы вы раскрыть понятие «карахат» (нежелательное, порицаемое) согласно ханафитскому мазхабу? Каким образом его выводят из определенных текстов? Например, какое решение выводят из хадиса: «Соедините ряды (во время молитвы), иначе Аллах произведет раскол в ваших сердцах» — означает ли это карахат, тахрим или что-то иное?

Ответ:

Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятух!

Макрух или (карахат) лингвистически означает «неприязнь» или «ненависть». Практически это относится к действиям, которые нежелательны в шариате.

Есть два виде действий макрух:

1) Макрух танзихан,

2) Макрух тахриман.

1) Макрух танзихан или карахат танзихийя относится к действиям, которые считаются порицаемыми в шариате без обещания наказания за их совершение. Оно ближе к дозволенному (мубах), чем к запретному (харам).

Примеры таких действий:

1) Тратить лишнюю воду во время совершения омовения (или наоборот, проявлять скупость в отношении нее).

2) Употребление в пищу конины,

3) Не произносить «бисмиллях» в начале совершения омовения.

5) Не использовать сивак во время совершения омовения.

Решение в отношении этих действий:

Тот, кто воздерживается от их совершения, будет вознагражден, кто, совершает его, не будет наказан. Однако, будет считаться грехом, если превращать это в привычку.

Макрух тахриман

Макрух тахриман или караха тахримийя является повелением воздержанием от чего-то, которое было выведено на основе ясных доказательств (далиль занни). Оно ближе к незаконному (харам), а также может быть определено как противоположность ваджибу.

Примеры таких действий:

1) Задержка молитвы аср, пока солнце не начинает менять цвет.

2) Торопиться в совершении различных частей молитвы, таких как два земных поклонов (саджда) или сидение между ними.

3) Пост в день Ид аль-Фитр,

4) Использование золотой и серебряной посуды для мужчин и женщин,

5) Покупка или продажа во время призыва к пятничной молитве (азана) в день джума.

Решение в отношении него:

Совершение таких действий является грехом и заслуживает наказания в будущей жизни, хотя наказание будет в меньшей степени, чем для тех, кто совершает харам, а воздержание от него заслуживает вознаграждения. Тот, кто отвергает обязательность этого, не выходит из ислама, в отличие от совершающих харам.

Примечание:

В ханафитском мазхабе, если слово «макрух» или «карахат» употребляется в общем (мутлакан), это, как правило, относится к макрух тахриман. Это общий принцип, из которого существуют и исключения.

Вышеприведенная статья была основана на трудах великого шейха Абдульфаттаха Абу Гудда (да помилует его Аллах) и взята из введения к его трактату по ханафитскому мазхабу «Фатх баб аль-инайя шарх китаб ан-нукайя».

Источник: http://annisa-today.ru/vera/ponyatie-makrux-ili-karaxat-v-xanafitskom-mazxabe/

Что такое макрух?

 

Что такое макрух?

Ответ:

В лексическом значении слов «макрух» означает нечто нежелательное, неприятное и нехорошее. В терминологии фикха слово «макрух» означает те действия, совершение которых является нежелательным и порицаемым, но при этом данные действия не являются харамом.

Все то, что не нравится Аллаху Всевышнему и Его посланнику, а также аннулирует вознаграждение, полученное за совершение поклонения, является макрухом. Как известно харам – это то, совершение чего категорически запрещено в исламе.

Тогда как макрух, это так же запрещенное действие, но данный запрет не столь категоричен, как в случае с харамом, и опирается косвенные доказательства. Совершение действий, считающихся макрухом, считается грехом.

Между харамом и макрухом существуют точки соприкосновения. Оба этих понятия обозначают запрещенные или как минимум отвратительные и мерзкие поступки. Однако к категории харам относятся те действия, которые категорически запрещены Аллахом Всевышним.

В качестве примера можно привести следующий аят: «Вам запретны ваши матери, ваши дочери, ваши сестры, ваши тетки со стороны отца, ваши тетки со стороны матери, дочери брата, дочери сестры, ваши матери, вскормившие вас молоком, ваши молочные сестры, матери ваших жен, ваши падчерицы, находящиеся под вашим покровительством, с матерями которых вы имели близость, ведь если вы не имели близости с ними, то на вас не будет греха; а также жены ваших сыновей, которые произошли из ваших поясниц. Вам запретно жениться одновременно на двух сестрах, если только это не произошло прежде. Воистину, Аллах – Прощающий, Милосердный» (ан-Ниса 4/23).

Тогда как запретность макруха не столь категорична. То, что то, или иное действие является макрухом, следует из некоторых выражений содержащихся в аятах и хадисах.

Например, в следующем хадисе можно видеть разделение действий на харам и макрух: «Поистине, Аллах Всевышний запретил неуважительное отношение к матерям; закапывание живьем ваших дочерей; и требование того, на что у вас нет прав.

Так же Аллах Всевышний считает отвратительным (макрухом) злословие, задавание большого количества вопросов, а так же порчу имущества» (Бухари, Рикак, 22).

Макрух делится на два вида:

  1. Тахриман-макрух – это макрух, близкий к хараму. Человек, который намеренно совершает тахриман-макрух, считается совершившим грех.
  2. Танзихан-макрух – это нежелательные действия близкие к халялю. Совершение действий, относящихся к этой категории, не считается грехом.

Источник: http://islam-today.ru/veroucenie/vopros-otvet/cto-takoe-makruh/

Макрух тахрими: нежелательно или запрещено?

Вопрос: Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух! За совершение макруха тахрими человек получает наказание в будущей вечной жизни? В этом мире человек получает порицание. В чём оно заключается? Человека штрафуют, лишают свободы или что?

Ответ:
Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного!

Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!

Существуют два вида макруха: а) макрух танзихи,

б) макрух тахрими.

а) Макрух танзихи обозначает действия, являющиеся нежелательными. Если человек совершит такой поступок, то ни греха, ни наказания в Ахирате за это не будет. Но если он воздержится от его совершения, он будет вознагражден. («Аль-Маусу’ат-уль-Фикхия аль-Кувайтия», т.38, стр.373)

المكروه كراهة تنزيه.
وهو ما كان إلى الحل أقرب، بمعنى أنه لا يعاقب فاعله أصلا، لكن يثاب تاركه أدنى ثواب

б) Макрух тахрими обозначает действия, которые является недозволенными и чья запретность не была установлена посредством явных, абсолютных доказательств. Совершение такого действия — грех, то есть совершать такие действия нельзя. Однако к аду за них человек приговорен не будет. («Аль-Маусу’ат-уль-Фикхия аль-Кувайтия», т.38, стр.373)

المكروه كراهة تحريم.
وهو إلى الحرمة أقرب بمعنى: أنه يتعلق به محذور دون استحقاق العقوبة بالنار

В исламских странах правители имеют право наказать человека, совершающего макрух тахрими, в качестве та’зира (средства устрашения).

Как следует из приведенного разъяснения, макрух тахрими является недозволенным действием. Он очень схож с харамом. Единственными отличиями между харамом и макрухом тахрими являются следующие моменты:

а) Харам запрещен на основании явных, абсолютных доказательств (таких, как Коран и мутаватир-хадисы), а макрух тахрими запрещен на основании доказательств, которые не настолько явные и абсолютные, как Коран и мутаватир-хадисы (например, на основании обычных хадисов, не являющихся мутаватир-хадисами).

б) Тот, кто отрицает запретность харам-действия, становится кафиром, а тот, кто отрицает запретность макруха тахрими, будет фасиком, но не кафиром.

в) Тот, кто совершает харам, предупреждается о суровом наказании в Ахирате, а тот, кто совершает макрух тахрими, столь сурового предупреждения не заслуживает, хотя он и виновен в совершении греха.

То есть по сути, и харам, и макрух тахрими запрещены в Шариате. Так же, как мусульманин всеми силами старается не совершить харам, так же ему нужно всеми силами воздерживаться от совершения макруха тахрими.

А Аллах знает лучше.

Источник: http://al-isnad.kz/fikh/makruh-tahrimi-nezhelatelno-ili-zapreshheno.html

Ссылка на основную публикацию