Когда разрешается объединять намазы?

Многие из мусульман работают или вахтенным методом или часто ездят в командировки. И вот тут возникают проблемы с намазом. Как совершать намаз в поездке? Многие не зная ответ на этот вопрос, просто перестают делать намаз. А ведь это не правильно.  Для тех, кто находится в пути, существуют правила выполнения намаза, по которым путешествующий должен сокращать намазы.

«Когда вы странствуете по земле, то на вас не будет греха, если вы укоротите некоторые из намазов, если вы опасаетесь искушения со стороны неверующих. Воистину, неверующие являются вашими явными врагами.» (сура Ан-Ниса аят 101)

Какие намазы нужно сокращать путнику?

Сокращаются только фард намазы, состоящие из 4-х ракатов. Это Зухр, Аср и Иша намазы. Эти намазы нужно делать в 2 раката, так же как делается Фаджр. Фаджр и Магриб, а так же Витр намазы читаются полностью.

  • Ибн Аббас передал: «Устами вашего пророка Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) повелел вам дома совершать четыре ракаата, в путешествии — два ракаата, а в состоянии страха — один ракаат» ( Муслим).
  • Передают, что Анас, да будет доволен им Всевышний Аллах, также рассказывал: «Мы отправились в поездку из Медины в Мекку вместе с Посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и он совершал намазы по два рак‘ата до тех пор, пока мы не вернулись в Медину» (Аль-Бухари и Муслим)
  • Имамл абу Ханифа считал, что сокращение обязательное, а имамы Малик, Шафии и Ахмад говорили о том, что лучше сокращать, но что можно и совершать молитву без сокращения.

Довод абу Ханифы: От Я’ля ибну Умайа передается, что он спросил у Умара ибнуль-Хаттаба о аяте: «не будет греха, если вы укоротите некоторые из намазов, если вы опасаетесь искушения со стороны неверующих» — «Мы ведь в безопасности сейчас ?!», на что ответил ему Умар ибнуль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах: «Я так же как и ты удивился этому и спросил пророка, да благословит его Аллах и приветствует, на что он ответил: «Это садака, которую дал Аллах вам, так примите же эту садаку (подарок)» «. (Муслим, 686)

Расстояние с которого разрешается сокращать намазы

Если путь составляет больше 81 километра, то это расстояние считается сафаром. И человек, преодолевающий это расстояние называется мусафиром. Но если человек выезжает в другую местность и расстояние до конечного пункт будет меньше 81 километра, то этот путь сафаром не считается и намазы сокращать нельзя. Анас, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал:

«Мы отправились в поездку из Медины в Мекку вместе с Посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и он совершал намазы по два рак‘ата до тех пор, пока мы не вернулись в Медину».(аль-Бухари и Муслим).

Кого считать путником (мусафиром)?

Человек, который выехал из своего дома по делам или в путешествие или к родственникам и его путь до конечного пункта будет составлять более 81 километра будет считаться путником (мусафиром).

Это расстояние только в один конец. Если мусульманин решил съездить в соседний город и до города всего 50 км, то считается только путь туда, а не туда обратно 100 км.

Поэтому человек совершающий такую поездку не считается мусафиром.

С какого момента нужно сокращать намазы путнику?

Намаз можно сокращать как только покинули границы своего населенного пункта. И многие ученые придерживаются мнения, что эти границы можно определять по дорожным указателям. Хотя, другие ученые считают, что должны закончится все постройки следующие за населенным пунктом.

Можно ли совмещать намазы в дороге мусафиру?

Еще один важный вопрос: «Как делать намаз в путешествии? Объединять или нет?» Ученые разных мазхабов расходятся во мнениях по этому вопросу.

Некоторые ученые считают, что возможно объединять Зухр намаз и Аср, а так же Магриб и Эша. При этом в зависимости от возможности передвигать Зухр к Аср намазу и наоборот, но соблюдать последовательность выполнения намаза. Так же можно поступать с Магриб и Эша намазом. Приводят следующий хадис

Со словами Ибн ‘Аббаса (да будет доволен Аллах ими обоими):«Находясь в пути, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, всегда объединял полуденную молитву с послеполуденной, а закатную — с вечерней»(Аль-Бухари).

Ученые ханафиты, считают, что нельзя объединять намазы, но можно откладывать намз на конец времени, а второй совершать в самом начале его времени. Об этом говорится в хадисах.

  Один из таких хадисов передает слова Ибн Мас’уда (радиаллаху анху): «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) объединял два намаза, будучи в пути.

Он объединял магриб и иша, задерживая магриб до того момента, когда оставалось совсем немного времени до окончания положенного для него времени, и совершал иша сразу после начала его времени».  («Мусаннаф Ибн Аби Шайба», 2:458)

Сколько дней можно сокращать намазы во время путешествия?

Ученые всех мазхабов согласны, что если человек собирается вернуться домой, но при этом не знает сколько дней продлится его поездка, то он сокращает намазы.

Ученые ханафиты считают, что если человек останавливается сроком на 15 дней и меньше, то он совершает молитву мусафира, если количество дней больше 15, то выполняются намазы полностью.

Ученые шафииты считают, что оставаясь на 4 дня, не считая дороги, нужно сокращать намазы. Сверх этого срока – намазы сокращать нельзя.

Некоторые ученые считают, что в силу своей профессии летчики, машинисты, проводники, водители и т.д. находятся все время в путешествии и должны сокращать намазы. Но лучше уточнить у имама своей мечети по этому вопросу. Так как другие ученые считают, что таким людям намаз сокращать нельзя.

Как читать намаз в поезде, на корабле или в самолете

«Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) однажды спросили как совершать намаз на корабле и он сказал: «Молитесь на нем стоя в том случае, если не боитесь утонуть»(87 Аль-Баззар (68), ад-Даракутни, Абдул Гани аль-Макдиси в «ас-Сунан» (82/2). На достоверность хадиса указал аль-Хаким, и с ним согласился аз-Захаби.

Если путешествие происходит на своей машине, то лучше остановить ее и прочитать намаз по всем правилам, выполняя все действия намаза. Если это общественный транспорт, поезд, самолет, корабль, то выполнять намаз в соответствии с возможностями. Есть возможность стоять – делается намаз стоя, нет – то сидя и по возможности повернувшись  в сторону Каабы (если возможно определить ее направление).

Источник: http://salyat.com/raznye-namazy/namaz-putnika.html

Перенос намаза

Можно перенести обеденный намаз на послеобеденный (назад), а также послеобеденный на обеденный (вперед). Также можно перенести вечерний на ночной и наоборот. Нельзя совмешать друг с другом вечерний и послеобеденный намазы.

Также не совмещаются ночной и утренний и наоборот, утренний на обеден-ный и наоборот. Если обеденный намаз переносится на послеобеденный (то есть назад), то еще во время обеденного намаза нужно сделать намерение сердцем о том, что я этот намаз перенес на послеобеденный намаз.

  • Если без такого намерения настанет срок послеобеденного намаза, то он считается пропущенным.
  • Во время совершения обоих намазов в послеобеденное время читают намерение: «Я намереваюсь совершить обеденный фарз-намаз, перенеся на послеобеденный намаз». После салама вста-ют, читают икамат и произносят намерение «Я намереваясь совершить обязательный послеобеденный фарз-намаз». Вместе с переносом можно намазы и сокращать.
  • Но при вступлении в каждый намаз, в намерении добавляют еще и слово «сокращая». Например: «Я намереваюсь совершить обеденный намаз, с переносом на послеобеденный, сокращая оба намаза».
  • Затем совершают два ракаата обеденного намаза, после салама читают икамат и делает намерение: «Я намереваюсь совершить после — обеденный намаз, объединив с обеденным намазом, сокращая». Затем совершают два ракаата и выходят из намаза саламом.

Вот такой же порядок сохраняется при переносе вечернего намаза на ночной или ночного на вечерний тоже. Если намаз переносится вперед, т.е. послеобеденный на обеденный и ночной на вечерний, помимо того, что путь должен быть дозволенным и длинным, необходимы три условия:

1.При намерении первого намаза нужно иметь намерение совершить совмещая и второй намаз. 2.Между обеими намазами читается только икамат, и не отвлекаясь, быстро вступают во второй намаз.

3. Передний намаз совершают первым, а вторым совершают следующий намаз.

Если из этих трех условий отсутствует хоть одно, то перенос намаза вперед не допускается. При переносе намазов назад, т.е. обеденного на послеобеденный или вечерний на ночной, необходимо одно условие. Это до истечении срока первого намаза нужно сердцем иметь намерение о переносе намаза. Других условий нет.

Совершение намазов первый первым, второй вторым, совершение подряд, намерение совершить оба намаза, с переносом для намазов, перенесенных назад, не обязательно при переносе намаза назад но это является суннатом.

На счет того, что достойнее, переносить вперед намазы или отложить до второго намаза. Если во время раннего (переднего) намаза находятся на дороге, то лучше перенести на второй намаз, т.е.

назад, а если отдыхают во время первого (переносимых) намазов, то лучше перенести следующий намаз вперед.
При объединении обоих намазов желательно вначале призвать к намазу (азан), затем совершит передние ратибаты, а затем для обоих отдельно прочитать икамат.

Между обоими намазами не должно быть иных разговоров, кроме икамата.

Многие говорят, что при выходе из дома не сделали намерение для пути и поэтому нельзя сокращать и переносить намазы. Я не знаю, откуда они это взяли.

При выходе из дома не надо читать
особого намерения о выходе в путь. Достаточно, если у путника определено место куда он едет и расстояние путешествия будет не меньше от 92 км.

  • Этот человек без особого для пути может переносить и сокращать намазы.
  • Для того, чтобы можно было переносить и сокращать нама-зы, нужно пройти границу своего села (города). После прибытия в свое село (город) по окончании пути, тоже нельзя сокращать намазы.
  • Путь должен быть длиной больше 92 км, в одну сторону.
  • К примеру, если уехать в город, расположенный на расстоянии 50 км, и вернуться назад, то это путешествием не считается и нельзя сокращать и переносить намазы.
  • Если по прибытию в пути в какой-нибудь населенный пункт путнику станет известно, что не считая день прибытия и отъезда должен остаться здесь четыре дня, то здесь тоже путешествие заканчивается и с того момента ему нельзя сокращать и переносить намазы. Затем, если он хочет дальше ехать нужно выяснить расстояние от этого города, до места, куда отправляешься (т.е. хватает 92 км. ).

Если хватает, то с окраины этого города он может сокращать и переносить намазы, а если не хватает, то нельзя. Но если на этом городе или селе путник в ожидании решения вопроса (т.е. сегодня, завтра решится) час от часу он проведет время, то до истечения 18 суток ему можно переносить и сокращать намазы по мазхабу имама Шафии.

Хотя Шариат и разрешает переносить намазы, при возмож-ности если не опаздывают, не затрудняет, спутники тоже довольны, лучше каждый намаз совершать в свое время. Это для того, чтобы выйти из расхождения во мнениях имамов, ибо имам Абу Ханифа, который не разрешает переносить намазы кроме как находясь на Арафате и Муздалифе.

Но и последователям мазхаба имама Абу Ханифы в безвыходных ситуациях, если невозможно совершить каждый намаз вовремя, можно переходя в другие мазхабы и переносить намазы.

Источник: http://www.islam.ru/content/books/30653

Намаз путника. Первая часть

Мы продолжаем переводить книгу «Аль-Фикху ль-манхаджи ‘аля мазхаби ль-имами Аш-Шафии», совместный труд известных современных ученых: Мустафы Аль-Буга, Мустафы Аль-Хини, а также Али Аш-Шурбаджи.

Раздел о намазе путника рассматривает основные вопросы, связанные с сокращением и совмещением молитвы, совершаемой во время путешествия (сафар), а также связанные с ними условия.

Намаз путника

Всевышний Аллах говорит: «..и не сделал (Аллах) для вас никакого затруднения в религии.

»[1] то есть Он, свят Он и велик, не установил в решениях религии то, что бы ввергало вас в затруднение.

И там, где мусульманин попадает в трудное положение, Аллах облегчает ему в его религии, чтобы  решения религии стали приемлемыми, вполне возможными.

Сафар – это (какая-то) часть муки, [трудностей]. В нем человек утрачивает стабильность и спокойствие. Поэтому, Всевышний Аллах облегчил путнику множество решений религии, и из таких облегчений является намаз. Чуть позже мы остановимся на рассмотрении формы облегчения (намаза), её условий и на способе извлечения от него пользы.

Как выполняется намаз путника:

Всевышний Аллах облегчил путнику его намаз двумя облегчениями:

Первое: сокращение количества ракаатов, что называется «каср» — сокращение.

Второе: объединение двух своевременных намазов, чтобы путник имел как можно больше свободного времени, и это называется «джам’у байна салатайн» — объединение намазов.

Первое – сокращение

Это совершение четырехракаатных намазов, таких как Зухр, Аср и Иша в два ракаата вместо четырех, как мы это увидим далее, в приведенных (нами) доводах.

Основой, в установлении сокращения, являются слова Всевышнего Аллаха: «Когда вы странствуете по земле, то на вас не будет греха, если вы сократите некоторые из намазов»[2].

Передает имам Муслим от Я’ля ибн Умаййа, сказавшего: «Я произнес (перед) Умаром ибн аль-Хаттабом (данный аят): «Не будет за вами греха в сокращении молитвы, если боитесь, что неверующие подвергнут вас испытанию» и спросил его: «Но ведь теперь люди в безопасности». Он ответил: «Я тоже когда-то удивился этому и спросил об этом Посланника Аллаха, на что он ответил: «Это милостыня, которую Аллах подал вам. Так примите же Его милостыню!»

  • И это указывает, что сокращение намазов не является обособленным только лишь из-за состояния боязни.
  • Для сокращения намаза необходимо соблюдать следующие условия:
    1.Необходимо, что бы наступление времени намаза и его совершение было в сафаре.
  • Это условие исключает совершение намаза, время которого наступило  до того, как путник вышел в путь. Такой намаз не разрешается совершать сокращенно, потому что он не был путником в то время, когда этот намаз на нем обязывался и ему стало обязательным его выполнение.
  • Также исключается намаз, время которого наступило в то время, когда он еще был путником, но который он не совершил [в пути], пока не возвратился в свой город. Ему не разрешается совершить её в сокращенном виде, потому что он, во время его совершения, не является путником, а сокращение является (облегчением только) для путника.
  • 2. Преодоление границ (стен) города[3], из которого путник выходит в путь, или же минование построек, если этот город не имеет границы, потому что тот, кто находится внутри этих построек или границ, не является путником.

То есть, сафар начинается тогда, когда человек переходит эти границы (города), также как и сафар заканчивается прибытием на это место. И, исходя из этого, он не сокращает намазы кроме тех, которые стали его ответственностью в этот промежуток времени (то есть в промежуток между минованием границы и прибытием к этим границам, но это слабое мнение.

Сильным мнением в Шафиитском мазхабе является то, что не является условием для совмещения намаза, чтоб человек, совмещающий намазы, был мусафиром в начале первого намаза, как это и было сказано выше, то если если время намаза наступило до того как человек выехал в сафар, а он не совершив его у себя дома вышел в сафар то ему разрешается его сократить и совместить с другим намазом, как это пишет Ибн Хаджар аль-Хайтами. Прим. пер.).

Передали имамы Бухари[4] и Муслим[5] что Анас, да будет доволен им Аллахговорил: «Вместе с Посланником Аллаха, я совершил обеденную молитву в Медине в четырех (ракаатах) и также исполнил вместе с ним предвечернюю молитву в Зуль-Халифе в двух ракаатах». А Зуль-Халифа находится за пределами построек Медины.

3. Отсутствие намерения задержаться в том месте, куда он держит путь,  на 4 дня (или более), не считая дней прибытия и отъезда.

А если же он, все-таки сделал такое намерение, то место, куда он держит путь, считается как его родина (родной город), где он живет, и ему не разрешается сокращать намаз, кроме как в дороге (т.е., ему разрешается сокращать намазы  в дороге до места, куда он держит путь, а с прибытием на это место у него заканчивается сафар).

А если же он намерен остаться там менее четырех дней, или же он не знает срок пребывания в этой местности из-за его работы и не знает, когда она закончится: в первом случае, он сокращает, пока не возвратится обратно, а во втором — до восемнадцати дней, не считая дней прибытия и отъезда.

Передал Абу Дауд[6] от Имрана бин Хусейн, да будет доволен им Аллах, он сказал:

«Я сражался вместе с Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, и присутствовал с ним во время открытия (Мекки), и Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, остался в Мекке восемнадцать ночей, не совершая кроме двух ракаатов».

Потому что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, в том году, когда была завоевана Мекка, оставался там на этот срок (18 дней), сокращая молитвы, чтоб потом пойти на сражение с Хавазин, так как не знал точно, сколько дней ему придется там остаться.

4. Не совершение намаза за тем, кто не находится в сафаре.

Если путник встал на намаз за имамом, который не сокращает намаз, то он обязан последовать за ним до конца, и не разрешается ему сокращать намаз.

А что касается обратного случая, когда путник является имамом в намазе и за ним совершают намаз те, кто не в сафаре, то в этом случае он может сокращать намаз.

Для него является желательным после того, как даст салям после двух ракаатов, поспешить и сказать тем, кто следовал за ним в намазе: «Вы заканчивайте свой намаз, поистине я являюсь путником (и поэтому сократил намаз)».

Передал имам Ахмад, с достоверной цепочкой от ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах, что его спросили: «Что можно сказать о путнике, который совершает два рааката, когда молится один, а когда следует за имамом, не находящимся в сафаре, совершает четыре раката?» Он сказал: «Это и есть Сунна».

В предыдущем хадисе от Имрана, пришло, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Вы совершайте намаз в два ракаата, поистине мы являемся путниками».

Второе – объединение намазов.

Смысл этого ты узнал немного ранее.

Передал имам Бухари от ибн Аббаса, да будет доволен ими Аллах, что он сказал: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, объединял обеденную и предвечернюю молитвы, когда бывал в сафаре, также и вечернюю и ночную».

Также передал имам Муслим от него же, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует,в одном из своих путешествий во время похода на Табук, исполнил вместе молитвы: обеденную и предвечернюю, вечернюю и ночную. Саидибн Джабир, да смилуется над ним Аллах,  сказал: «Я спросил ибн Аббаса: «Что толкнуло его на это?»Тот ответил: «Он не желал причинять неудобства его общине».

Объединяющие намазы делятся на два вида:

Объединение во время первого намаза — это совершение двух намазов во время первого из них, и, соответственно, объединение во время второго намаза — это совершение двух намазов во время второго из них.

Передали абу Дауд, Тирмизи и другие от Муаза, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, во время газавата Табук, когда выходил в путь до того, как поднимется солнце, откладывал обеденный намаз, чтобы совершить его вместе с предзакатным, а когда выходил в путь после уклонения солнца, то совершал обеденный и предзакатный намазы вместе. Также, когда он выходил в путь до заката, то откладывал вечернюю молитву чтоб совершить её вместе с ночным, а когда выходил в путь после заката, то совершал ночной закат вместе с обеденным».

Источник: http://taalib.ru/fikh/156-namaz-putnika

Объединить намазы из-за позднего времени

Фатва про объединение намазов по причине позднего наступления времени ночной  молитвы

Вопрос: «Жители европейских стран сталкиваются в летний период с проблемой позднего наступления времени ночной молитвы и раннего наступления времени утренней молитвы. Так, время ночной молитвы [ишаа] наступает в 23.00, а иногда и доходит до 24.00. А время утренней молитвы наступает в 3.30, а иногда и раньше.

Мусульмане сталкиваются с большой трудностью, особенно во время работы и учёбы, что приводит к тому, что некоторые ложатся спать до ночной молитвы и из-за этого пропускают намаз, так как не могут дождаться его времени.

Можно ли тому, кто находится в таком положении, объединять вечерний и ночной намазы, так как это является для него затруднением?»

Ответ: После ознакомления и изучения этого вопроса комиссия ответила следующим образом:

Первый момент – намазы должны совершаться в установленное время

Хвала Аллаху, Господу миров! Поистине, Аллах Всевышний обязал Своих рабов, чтобы они совершали молитву в установленные временные промежутки.

Аллах Всевышний сказал: «Поистине, молитва для верующих предписана для совершения в установленное время» (Сура «Женщины», аят 103).

И в обоих сборниках достоверных хадисов («Сахих аль-Бухари» и «Сахих Муслим») приводится хадис от Абдуллаха бин Мас’уда, который сказал: «Я спросил у Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует): «Какое дело является самым любимым для Аллаха?», и он ответил: «Молитва, совершенная в своё время…»

Второй момент – когда разрешается объединять намазы?

В Исламе есть такое правило: «Затруднительная ситуация (машакка) допускает идти на облегчения». (Это правило применяется в некоторых вопросах исполнения ритуалов, не затрагивающих основ религии).

По этой причине Пророк, мир ему и благословение Аллаха, научил, что в трех случаях можно объединять дневной намаз с предвечерним, а вечерний с ночным. Подобное он разрешил тому, кто находится в пути, тому, кто сильно болен и опасается за себя, и тому, кто попал под сильный дождь.

По наиболее обоснованному мнению, исключениями являются не только упомянутые три случая, но их больше. А доводом этому является следующий хадис.

Он приводится в книге «Сахих Муслим» под номером 1151 и передаётся от ибн Аббаса о том, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, объединил дневной намаз с предвечерним, а в другой раз – вечерний с ночным, находясь в Медине, хотя не было ни ситуации опасения, ни дождя.

Уаки’ сказал: « Я спросил ибн Аббаса: «Почему он [Пророк] так поступил?», и ибн Аббас ответил: «Он [Пророк] не хотел затруднять свою умму [общину]».

Этот хадис является доводом на то, что поводом для объединения молитв может быть не только страх, нахождение в пути или дождь. Но всё, что повергает мусульманина в сильное затруднение, даёт возможность объединять две молитвы.

И когда для человека становится затруднительным совершать молитву в своё время, ему разрешается объединять две молитвы, но с одним важным условием: подобное не должно становиться нормой и привычным делом.

Третий момент – кто из праведных предшественников признавал подобное разрешение?

Ибн Хаджар в своей книге «Фатх аль-Бари» пишет: «Некоторые из имамов [т.е. больших учёных] понимали этот хадис по внешнему смыслу [т.е.

дословно] и вообще разрешили объединять молитвы, даже когда человек не находится в пути, но когда есть острая необходимость, но с условием, что подобное не станет постоянным привычным делом.

Об этом говорили ибн Сирин, Рабиа, Ашхаб, ибн аль-Мунзир, аль-Каффаль аль-Кабир и рассказывал аль-Хаттаби от группы из числа ахль аль-хадис».

Четвертый момент – кто из современников высказался о совмещении намазов в случае затруднения?

В постановлении заседания исламского съезда по вопросам фикха, принятого 3 ноября 2007 г., уже был рассмотрен схожий вопрос. В нем содержится следующее: «В отношении тех стран, которые находятся между 48-й и 66-й широтами северного и южного полушария.

… Если в течении многих дней вечерняя заря исчезает поздно, и из-за этого ночные намазы откладываются на поздние часы, то, несмотря ни на что, намаз должен совершаться так же, как обычно, в свое установленное время.

Однако некоторым категориям людей, кому затруднительно ожидать установленное время наступления молитвы и исполнять намаз вовремя, как, например, студентам, рабочим в свои трудовые дни, можно руководствоваться разрешением объединять ночной намаз с вечерним.

При этом нужно помнить, что подобная мера не должна становиться ежедневной нормой, а является исключительной ситуацией, этим разрешением следует пользоваться только при особой необходимости».

Пятый момент – совмещать намазы следует только в затруднительных случаях

Как было видно из приведенных выше фетв и решений, допустимость совмещать вечернюю и ночную молитвы действует не для всех людей, а именно для тех, кто из-за предстоящей работы или учебы не может дожидаться позднего времени ночного намаза.

Таким образом, первое условие для совмещения намазов в летние ночи – это затруднительность ситуации. Второе условие – подобное совмещение не должно быть регулярным, не может превращаться в норму.

Исходя из этого, как только для рабочего или учащегося совершение ночной молитвы в своё время без совмещения перестанет быть затруднительным, нужно будет совершать её в своё положенное время.

По этой причине, во всех мечетях и местах общих молений мусульман, ночные молитвы в летние ночи следует проводить только своевременно, в соответствии с утвержденным расписанием намазов. А отдельным прихожанам, чья личная ситуация с работой или учебой затрудняется, разрешено объединять ночные намазы с вечерними, в соответствии с разъясненными выше правилами и условиями.

Совмещение ночного намаза с вечерним означает совершение ночной молитвы сразу же после завершения вечерней. При этом порядок, количество ракатов и форма совершения каждой из них остаются обычными, неизменными.

Участники комиссии по фетвам, которые согласны с этой фетвой, уважаемые шейхи:

Доктор Хани бин Абдуллах аль-Джубейр (шариатский судья в общем суде в Достопочтимой Мекке) Доктор Халид бин Абдуллах аль-Муслих Доктор Атыйя ас-Сеййид Файяд (преподаватель сравнительного фикха в Университете Короля Халида, г. Абха) Доктор Йусуф бин Абдуллах аш-Шубейли Доктор Алий Мухйиддин аль-Курра Дагый Доктор Акыйль бин Мухаммад Муктарий Доктор Наиф бин Мухаммад аль-‘Ажмий

Источник: https://ichkeria.info/index.php/islam/10609-ob-edenit-namazy-iz-za-pozdnego-vremen

ФАТВА:Сколько дней и как читают намаз в пути?

Уа алейкум ас-салям уа рахматуллах уа баракатух.

Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного.

  • Вся хвала и благодарность Аллаху, мир и благословение Его Посланнику.
  • Дорогой брат Саид, благодарим Вас за оказанное доверие. Мы взываем к Аллаху Всемогущему, дабы Он осветил наши сердца для истины и даровал нам благословение в этом мире и в Судный День. Аминь.
  • Дорогой брат Саид, благодарим Вас за оказанное доверие. Мы взываем к Аллаху Всемогущему, дабы Он осветил наши сердца для истины и даровал нам благословение в этом мире и в Судный День. Аминь.
  • На Ваш вопрос отвечает шейх Ахмад Кутти:

«1) Все ученые единогласны в том, что если путешественник намерен вернуться домой после завершения своих дел, но не знает, когда, он может совершать намаз каср все время своего путешествия.

Если же человек решил остаться в чужом городе надолго, он перестает быть путником и совершает молитву полностью сразу же после такого решения.

Однако если путник определенно намерен пробыть там сколько-то дней, число которых он точно знает, тогда, согласно мнению большинства ученых, он должен совершать молитву полностью, если он пребывает там больше четырех дней. Но представители ханафитской школы права полагают, что это пятнадцать дней, а представители третьей группы ученых – что девятнадцать.

Пожалуй, лучше всего следовать первому мнению, так как оно основано на практике пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). Согласно достоверным источникам, он был в Мекке четыре дня все это время совершал намаз каср.

При этом Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) заранее знал, сколько дней он намерен там пробыть. Рассказывают и о двух других случаях – когда он (да благословит его Аллах и приветствует) совершал намаз каср на протяжении восемнадцати и двадцати дней.

Но, скорее всего, он тогда не знал, сколько дней он намерен пробыть в путешествии.

После всего этого я спешу заметить, что если кто-либо следует мнению ханафитской школы, в этом нет ничего порицаемого, поскольку это мнение основано на практике саляф ассалих (праведных) предшественников). Ни в коем случае не нужно создавать проблему из разницы во мнениях имамов.

2) Для точности подсчета числа дней путешествия нужно считать себя путником (мусафиром) с того момента, как Вы выехали за пределы своего родного города.

3) Согласно мнению большинства имамов, путнику разрешено совмещать намазы зухр и аср, а также магриб и иша. Это разрешение основано на достоверных доказательствах того, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) совмещал во время путешествия намазы зухр и аср, а также магриб и иша.

  • Согласно мнению ханафитской школы права, совмещение молитв разрешено только во время хаджа – при совершении ритуала стояния на Арафате.
  • В остальных случаях представители этой школы считают разрешенным только джам сувари: это означает, что можно откладывать молитву зухр до последних минут перед истечением времени ее совершения, а затем совершать ее сразу же после наступления времени намаза аср.
  • Мнение большинства ученых о разрешении на упомянутое выше совмещение молитв считается наиболее достоверным; впоследствии с ним согласились многие ученые ханафитской школы права.

4) Вам разрешено приближать вторую молитву ко времени первой молитвы. Так, если Вы совмещаете намазы зухр и аср, Вы можете сначала совершить намаз зухр в его время и потом сразу же совершить намаз аср.

А если пожелаете, то можете отложить намаз зухр до наступления времени намаза аср, и в этом случае Вы сначала совершаете намаз зухр, а после этого намаз аср. Точно так же можно совмещать намазы магриб и иша.

Важно заметить, что запрещено совмещать намазы фаджр и зухр, аср и магриб, иша и фаджр.

Стоит также сказать, что совмещение молитв дозволено лишь если человек находится непосредственно в пути или занят неотложными делами.

В заключение хотелось бы заметить, что если человек странствует бесцельно, он не считается путешественником и поэтому не может воспользоваться разрешением на намазы каср или объединение намазов».

Вот что говорит имам Ан-Науауи в своей книге «Аль-маджму»:

«Если путешествие длится три дня, намазы лучше сокращать. Умар Абу Хусейн (да будет доволен им Аллах) сказал: «Я совершал хадж с Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), и он читал намазы в два ракята.

Я путешествовал с Абу Бакром, и он тоже совершал намазы в два ракята до самой смерти. Я путешествовал и с Умаром, и он тоже совершал намазы в два ракята до самой смерти. Я путешествовал и с Усманом. Он совершал намазы в два ракята в течение шести лет, а затем полностью совершал намаз в Мине».

Итак, лучше всего следовать за Пророком (да благословит его Аллах и приветствует).

Однако путешественнику разрешено совершать намаз полностью, поскольку Аиша передала хадис о том, что когда она путешествовала с Пророком (да благословит его Аллах и приветствует) в Рамадан, совершая умру, она держала пост, а он нет, она совершала намаз полностью, а он сокращал его. Тогда Аиша сказала: «О Посланник Аллаха, ты не постился, а я постилась, ты сокращал намазы, а я совершала их полностью». Он (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Аиша, ты поступала хорошо».

На самом же деле молитвы в пути можно и не сокращать, как и, к примеру, не протирать поверх кожаных носков во время омовения».

Источник: http://islam.com.ua/vera-i-praktika/molitva-salyat-namaz/10297-skolyko-dney-i-kak-chitayut-namaz-v-puti

Ссылка на основную публикацию