Какие морепродукты и морские деликатесы дозволено употреблять в пищу? — халяль

Какие морепродукты дозволены, а какие запрещены для мусульманина?

Кого из морских животных можно употреблять в пищу, кроме рыбы?

Какие морепродукты дозволены, а какие запрещены для мусульманина?

Аллах Всевышний говорит в Куръане:

«Он – Тот, Кто подчинил море, чтобы вы вкушали из него свежее мясо и добывали в нем украшения, которые вы носите» (ан-Нахль 16/14).

«Вам дозволены морская добыча и еда во благо вам и путникам» (аль-Маида 5/96).

В этих аятах говорится о том, что моря являются кладезем божественной милости, из которой люди извлекают пользу. Также в этих аятах говорится о том, что все животные, живущие в море, являются дозволенными к употреблению в пищу.

Как известно, животные делятся на два вида: те, которые живут в воде, и те, которые живут на суше. В книгах по фикху подробно разъясняется, какие из сухопутных животных дозволены к употреблению в пищу, а какие запрещены.

Если мы взглянем в книги по фикху, то увидим, что среди мазхабов существуют разногласия по поводу того, какие из животных, живущих в воде, дозволены к употреблению в пищу, а какие нет.

Исходя из вышеприведенных аятов, алимы шафиитского, маликитского и ханбалитского мазхабов пришли к выводу, что абсолютно все животные, живущие только в воде, дозволены для употребления в пищу, будь то рыба или иное животное.

Точно так же, по мнению этих мазхабов, все эти животные, живущие в воде, дозволены к употреблению в пищу вне зависимости от того, пойманы они живыми или мертвыми, а также вне зависимости от того, кто их поймал, мусульманин или немусульманин.

Что же касается ханафитского мазхаба, то, по его мнению, употребление в пищу мидий, креветок, крабов, устриц и других морских животных, не похожих на рыб, считается макрухом.

Источник: http://islam-today.ru/veroucenie/vopros-otvet/kakie-moreprodukty-dozvoleny-a-kakie-zapreseny-dla-musulmanina/

Что из морепродуктов дозволено Шариатом?

Уа алейкум ассалам уа рахматуллахи уа баракатух, Ирина. Уа джазакиллаху хайран, уа баракаллаху фики.

Следует сразу оговорить, что есть животные, употребление которых в пищу запрещено по всем мазхабам, согласно ясным текстам Корана и Сунны. И этих животных большинство. Однако есть и такие, по поводу которых между учеными существуют разногласия, и морепродукты относятся к этой категории.

В частности, по ханафитскому мазхабу запрещены все морские животные, кроме рыб. Если рыба умерла естественной смертью, она также считается запретной.

В качестве одного из доказательств своей позиции, ханафиты приводят хадис от Джабир ибн Абдуллы, что Посланник Аллаха сказал: «Вам дозволено в пищу то, что извергает море и то, что остается после прилива, но то, что умирает в море и плавает на поверхности, вам есть нельзя». Абу Дауд, Ибн Маджа.

Но если она умерла в результате влияния внешних причин, тогда она считается дозволенной.

Ханафиты упоминают, что в Сунне нет ни одного достоверного свидетельства того, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, или его сподвижники употребляли из моря что либо, кроме рыбы, или хотя бы указания на это.

Согласно мнению 3-х остальных мазхабов, все морепродукты считаются дозволенными, в том числе умершие в море.

Свою позицию они аргументируют кораническим аятом: «Вам дозволены морская добыча и еда во благо вам и путникам…», «Трапеза», 96; а также словами Пророка, да благословит его Аллах и привествует: «Вода его (моря) чиста, мертвечина его разрешена». Абу Дауд, Ибн Маджа.

Как Вы видите, у каждой позиции есть свои доводы, и как сказали ученые, разногласия в некоторых мнениях являются милостью для мусульман. Это позволит, в случае необходимости, и в зависимости от обстоятельств, воспользоваться одним из мнений, поскольку в основе каждого мнения лежат доказательства из Корана и Сунны.

Источник: http://al-isnad.kz/fikh/chto-iz-moreproduktov-dozvoleno-shariatom.html

Дозволено ли в исламе есть креветки?

Можно ли по Ханафитскому мазхабу есть ракообразных (такие виды из них, как креветки, кальмары, раки, лобстеры)?  Шынар

Уважаемая Шынар, по мазхабу имама Абу Ханифа, из всех морских обитателей, дозволенными к употреблению в пищу, является только рыба[1]. Поэтому, согласно нашему мазхабу, употреблять в пищу кальмаров, креветок, лобстера и другие морепродукты, которые не относятся к видам рыб, запрещено.

Относительно креветок (фр. crevette — креветки), влиятельный ученый Ханафитского мазхаба, живший в середине 20 века, Зафар Ахмад аль-Усмани ат-Таханауи (р.а.) (1892-1974гг.), в своем многотомном труде «Иъла ас-Сунна» комментируя морских животных, пришел к следующему заключению:

«…Одним словом: Будь это в лексическом значении или  же в понимании местного народа, все, что относится к семейству рыб, бесспорно считается дозволенным. Например: сцинки, креветки и.т.п.…»[2]. 

Сцинки, которых ученый приводит в качестве примера, относятся к виду ящериц из семейства сцинковых. У данного вида ящериц тело покрыто чешуей, и обитает она в пустынях. Из-за своей способности передвигаться словно рыба, «плавающая» в песке ящерица, получила название «песчаная рыба». По-арабски ее называют «самакату ар-Римал – Песчаная рыба» или «саканкур» (سقنقور)»[3].

Также в пример приводятся креветки. По-арабски их называют «Жамбари(جَمْبَرِىٌّ)» или «Рубиян(روبيان)», еще одно название «Ирбиян». Большинство ученых, живших в давние времена, дали определение вышеназванному виду, как «рыба». Возможно, поэтому ученый в указанной нами книге говорит, что употреблять в пищу креветок дозволено.

Но у нас креветкам дается иное определение, их относят к семейству ракообразные. Поэтому, трудно точно сказать, что по Ханафитскому мазхабу употреблять в пищу креветок дозволено (халяль).

Как уже было сказано выше, по Ханафитскому мазхабу употреблять в пищу дозволено только рыбу.  Хотя, есть ученые других мазхабов, которые утверждают, что употреблять в пищу мясо и других водных животных, помимо рыбы, дозволено[4].

Поэтому, дозволенность (халяль) употребления в пищу таких морепродуктов, как креветки, особенно мусульманами, которые живут в немусульманских странах, где тяжело раздобыть дозволенное (халяль) мясо, является своего рода смягчающим обстоятельством, предусмотренным религией.

Источник: http://islam.kz/ru/questions/raznoe/dozvoleno-li-v-islame-est-krevetki-95/

Крабовый салат: халяль или харам?

Вопрос: Можно ли есть салат из крабовых палочек? Вообще, можно ли есть краба?

Ответ: Всевышний Аллах сделал дозволенным для своих рабов употребление в еду всех морепродуктов, даже если животные, обитающие в воде, подобны некоторым сухопутным животным, которые категорически запрещены. Всевышний Аллах в Священном Коране сказал:

قُلْ لَا أَجِدُ فِي مَا أُوحِيَ إِلَيَّ مُحَرَّمًا عَلَىٰ طَاعِمٍ يَطْعَمُهُ إِلَّا أَنْ يَكُونَ مَيْتَةً أَوْ دَمًا مَسْفُوحًا أَوْ لَحْمَ خِنْزِيرٍ فَإِنَّهُ رِجْسٌ أَوْ فِسْقًا أُهِلَّ لِغَيْرِ اللَّهِ بِهِ ۚ

(смысл): «Скажи (о, Мухаммад): «В том, что Аллах ниспосылал мне, я не нахожу запретным для человека то, чем он питается, если только это не будет мертвечина [животное, которое умерло, не будучи зарезанным], или вытекшая (из животного) кровь, или мясо свиньи, поистине это (свинья) скверна и нечистота, или если это заклание было непокорностью Аллаху, (когда животное) было заколото ради кого-то кроме Аллаха«». (сура Аль-Ан’ам)

Дозволяется употреблять в пищу животных из числа обитателей моря, даже если они не были заколоты согласно Шариату, более того, нежелательно закалывать их. От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

ميتته الحل ماؤه الطهور هو

«Вода моря чистая, а то, что водится в нем и умрет, дозволено для употребления в пищу». (Абу Дауд 83, Тирмизи 69, Ан-Насаи 59, Ибн Маджах 3246)

По мазхабу Имама аш-Шафии, все животные, которые обитают в воде и не могут жить долгое время на суше, дозволены к употреблению. Следовательно, тех животных, которые обитают на земле и в воде, нельзя употреблять в пищу. К этой категории как раз относится и краб, поэтому крабов есть нельзя, соответственно, и крабовый салат является недозволенной едой.

Однако некоторые утверждают, что продукт «крабовые палочки» изготавливается не из самих крабов, а из рыбы. Если это так, то любой рыбный продукт можно употребить в еду, если в его составе отсутствует другой запрещенный ингредиент.

Что касается состава конкретного продукта «крабовые палочки», то, по словам специалистов, для многих них далеко не секрет, что данный продукт не содержит мяса крабов. В его состав входит рыбный фарш – сурими. В дословном переводе с японского языка «сурими» означает «мелко нарубленное мясо» определенных сортов рыбы.

Как правило, для сурими используют мясо минтая, иваси, а также скумбрии и сельди. При изготовлении «крабового мяса» для имитации цвета натурального краба его покрывают слоем подкрашенного теста, в состав которого входит кармин. Он известен как пищевая добавка Е 120.

Кармин получают из тела самок кошенили – насекомых кактусовой ложнощитовки – Dactylopioscoccus или ее яиц.

Для изготовления красителя Е120 самок собирают перед тем, как они отложат яйца, именно в это время их окрас становится красным. Оболочки насекомых очищают от внутренностей, сушат и толкут. Затем данная масса обрабатывается раствором аммиака или карбоната натрия.

Кармин является недозволенным по причине того, что его получают из насекомых, которые не дозволены для употребления в еду. Кроме того, у некоторых людей кармин может вызвать аллергическую реакцию.

Добавка Е120 применяется в рыбо- и мясоперерабатывающем производстве, молочной и кондитерской промышленности, для изготовления различных напитков. Он используется в изготовлении колбас, соусов, кетчупов, глазури, соков, йогуртов, желе и многих других продуктов.

Поэтому нужно внимательно изучить состав продукта (как правило, он указывается на упаковке), прежде чем принимать решение о его употреблении в пищу.

Источник: http://IslamDag.ru/verouchenie/45010

В индии мусульманам запретили излюбленный деликатес

Один из самых авторитетных мусульманских ученых Индии, руководитель старейшей исламской семинарии в стране, Мухаммад Азимуддин (Mohammad Azeemuddin) издал фетву, запрещающую мусульманам употреблять в пищу креветки, сообщает The News Minute.

Популярный во всем мире морепродукт богослов отнес к категории «макрух тахриман» (крайне нежелательное). Употреблять же его, по мнению М. Азимуддина, мусульманам не следует, поскольку он не является рыбой.

Отмечается, что фетва о нежелательности креветок для мусульман может нанести весьма значительный ущерб торговцам морепродуктами во всей Южной Азии.

Однозначного мнения богословов в отношении дозволенности креветок для мусульман в мире нет.

Школа исламского права Ханафитский мазхаб исключает креветки из разряда халяля (дозволенного), но некоторые богословы говорят о более сильном мнении других мазхабов о данном морепродукте.

В частности, известный российский имам Шамиль Аляутдинов считает употребление креветок дозволенным. По его мнению, все съедобное из числа обитателей моря разрешено в пищу.

  • Ислам — вторая по значению религия в Индии (после преобладающего индуизма). Мусульмане составляют порядка 165 млн чел. или 13,6 % населения страны.
  • Некоторые религии запрещают употребление определенных видов пищи. Например, в иудаизме существует строгий набор правил, называемых кашрут, определяющий, что можно есть, а что нельзя. Схожие правила существуют и в исламе, они делят пищу на харам (запретную), макрух (нежелательную) и халяль (разрешенную).
  • В индуизме нет строгих ограничений на употребление мяса, однако индуисты придерживаются принципа ненасилия («ахимса») и считают вегетарианство идеальной диетой.
  • Большинство пищевых запретов относится к мясу определенных животных, включая млекопитающих, рептилий, амфибий, костистых рыб и ракообразных. Некоторые запреты касаются отдельных частей и органов животных, в то время как другие относятся к употреблению растений, грибов или насекомых.

В иудаизме и исламе строго запрещено принимать в пищу амфибий (например, лягушек) и рептилий (например, крокодилов или змей). Однако в других культурах лягушачьи лапки и мясо аллигатора рассматриваются как деликатес.

В иудаизме запрещены практически все морепродукты кроме рыбы (например, запрещено употребление моллюсков, ракообразных, так как они живут в воде, но не имеют одновременно плавников и чешуи).

Мусульманам разрешено употребление морепродуктов. Школа исламского права Джафаритский мазхаб разрешает употреблять в пищу морскую рыбу, если она обладает чешуей, а также креветки. Однако он запрещает к употреблению других морских обитателей, если у них нет чешуи.

В Коране есть явный запрет на мясо животных, которые умерли своей смертью, кровь, свинину, мясо животных которые были забиты не с именем Бога (Аллаха). Запрещены также продукты, содержащие даже незначительное количество запретных веществ, например, созданные на основе свиного жира сыры. При производстве колбасной продукции свинина обычно заменяется курицей — филе или бедром без кости.

Некоторые животные и способы убоя животных могут являться запрещенными к употреблению. Такое мясо будет являться «нечистым».

Для того чтобы мясо могло считаться халяльными, бараны и бычки должны быть зарублены по всем правилам. Животное не может быть больным или беременным.

Оно не должно умирать своей смертью и страдать при убое. Желательно, чтобы одно животное не видело, как убивают другое животное.

При забое халяльного скота нежелательно использовать электрический ток, так как разряд замораживает кровообращение и закупоривает сосуды, в результате чего запрещенная к употреблению кровь не сливается.

В исламе есть запрет на употребление в пищу мертвечины. Согласно исламскому праву, животные, которые умирают в результате утопления, пожара, поражения электрическим током, травмы — являются мертвечиной. Разрешаются животные, которые забиты сознательно на убой или на охоте, так как при этом есть возможность максимально выжать кровь. Исключениями из этих правил являются морепродукты.

Мусульманам разрешено употреблять запретную пищу только в случае нужды, например если голод может стать причиной его смерти или болезни. В этом случае он может поесть минимальное количество запретной пищи, необходимое для выживания или поддержания своего здоровья до тех пор, пока он не найдет разрешенную еду.

Источник: http://rublev.com/novosti/v-indii-musulmanam-zapretili-izliublennyi-delikates

ФАТВА:Является ли употребление в пищу креветок и омаров халялем?

Ва алейкум ассалям ва рахматуллах ва баракятух!

Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного. Вся хвала и благодарность Аллаху, мир и благословение Его Посланнику.

Мы благодарим Вас за оказанное доверие. Мы взываем к Аллаху Всемогущему осветить наши сердца для истины и даровать нам благословение в этом мире и в Судный День. Аминь.

Что касается Вашего вопроса, то следует пояснить: все виды рыб считаются дозволенными, в соответствии с мнением подавляющего большинства ученых.

В ответ на Ваш вопрос, шейх Ахмад Кутти сказал:

«Всевышний Аллах говорит:

„Вам дозволены морская добыча и еда…“ (Коран, 5:96).

Поскольку ни Аллах, ни Его посланник (да благословит его Аллах и приветствует) не исключали какой-либо вид рыбы из этого разрешения (а мы знаем, что Аллах никогда ничего не забывает), подавляющее большинство ученых придерживаются мнения, что все, что обитает в воде, (т. е. в море, озерах, реках, прудах, источниках и т.д.) являются разрешенными для употребления в пищу.

Формулировка здесь общая и должна применяться ко всему. Кроме того, Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) спросили о море, и его ответ был таков:

„Морская вода пригодна для очищения, а умерших в ней животных разрешается употреблять в пищу…“ (Абу Дауд, Ат Тирмизи, Ан Насаи, Ибн Маджа).

Этого мнения придерживались имамы Малик, Аш-Шафии и Ахмад, а также имам Абу Ханифа и его наиболее известные последователи — Абу Юсуф и Мухаммад.

Ученые, которые исключают какие-либо виды морских обитателей, например, устриц, из списка разрешенных продуктов питания, не имеют на то веских доказательств. Следовательно, мнение о дозволенности является более правильным.

В заключение: мусульманам разрешается употреблять в пищу креветок и омаров».

Всевышний Аллах знает лучше.

Источник: http://islam.com.ua/raznoe/pischa-i-upotreblenie-ee/19952-yavlyaetsya-li-upotreblenie-v-pishchu-krevetok-i-omarov-khalyalem

Какая рыба и животное запрещена в пищу в Исламе

Макрух — действия, которые признаются нежелательными (танзих) или запретными (тахрими)Макрух танзихан — обозначает действие, которое не одобряется в Шариате, однако наказание за этот поступок не полагается. И это ближе к дозволенному (мубах), чем к недозволенному (харам).

Мубах — синоним слов халяль, часть дозволенных действий, совершение которых не предписывается, но и не запрещается.

Безусловно запрещено употреблять в пищу свинину, кровь животных и птиц, мясо павших или растерзанных хищниками животных.

Запрещено мясо животного, которое заколото не по правилам шариата — без произнесения имени Аллаха и с неспущенной кровью, мясо жертвенного животного, не доеденное в трапезу, а также если этого мяса коснулся иноверец.

В шариате оговорено, какие части тела животных нельзя употреблять в пищу: половые органы, щитовидные железы, спинной мозг и жир с обеих его сторон, желчный и мочевой пузыри, селезенку.

Нет единого мнения об употреблении в пищу мяса осла, слона, зайца и ряда других животных, а также пресмыкающихся и земноводных, например, крокодилов и черепах. В целом мясо хищных животных и птиц относится к категории запрещенных. Рыбу тех пород, которая лишена чешуи (осетровые, угорь и др.

), в одних мазхабак считают запрещенной в питании, в других — только порицаемой пищей. Мусульмане-шииты не едят икры осетровых рыб. Употреблять в пищу мясо сокола, коршуна или удода нельзя, а журавля — можно.

Нельзя питаться мясом змей и лягушек, но можно есть ящериц и саранчу, хотя в отношении ящериц полного согласия нет. Порицается или просто не одобряется, но не запрещается употребление в пищу конины или мяса мула. Такой подход появился в шариате под влиянием тюркских и монгольских народов.

Арабы и персы почти не едят конины и не пьют кумыса. Так же поступают и те тюркские народы, которые приняли ислам еще в VIII — IX вв. и отошли от обычаев питания предков.

Источник: http://www.muslim-info.com/kakaya-ryba-i-zhivotnoe-zapreshhena-v-pishhu-v-islame.html

Морепродукты | Руководство для принявшего ислам

Подразумевается то съедобное, что живёт в воде постоянно, тогда как его пребывание на суше — исключение.

Речь идёт не только о море в буквальном смысле слова, но и обо всех больших водоёмах — реках, озёрах и так далее.

Всё съедобное из этой категории, будь то животные или растения, вне зависимости от того, были они добыты специально или найдены мёртвыми, дозволено употреблять в пищу, если только это не наносит вреда здоровью.

Всевышний Аллах сказал: «Вам дозволены морская добыча и еда» (5:96).

Добыча — то, что было поймано живым, а еда — то, что было выловлено из воды уже мёртвым.

Чтобы мясо наземных животных можно было употреблять в пищу, они должны отвечать двум требованиям:

Животное должно быть из тех, мясо которых разрешается употреблять в пищу.

Животное должно быть добыто на охоте или подвергнуто закланию в соответствии с Шариатом.

Мясо каких животных дозволено употреблять в пищу?

Основой является дозволенность всех животных, за исключением тех, относительно запретности которых у нас имеются доказательства из Корана и Сунны.

Запретными являются следующие виды животных:

Разрешается употреблять в пищу мясо всех животных после предписанного Шариатом заклания, за исключением тех, о запретности которых упоминается в Коране и Сунне.

  1. Свинья.Это нечистое животное, любые части которого и всё, что извлекается из него, ислам запрещает употреблять. Как сказал Всевышний Аллах: «Вам запрещены мертвечина, кровь, мясо свиньи» (5:3). И Всевышний сказал: «…и мясо свиньи, которое (или которая) является скверной» (6:145). Скверной — то есть нечистой.
  2. Все звери, имеющие клыки. Подразумеваются хищные животные, как большие (тигр, лев…), так и маленькие (кошка, собака и т. д.).
  3. Все птицы, имеющие когти, то есть хищные — сокол, орёл, чайка и так далее.
  4. Насекомые. Все насекомые, живущие на земле, являются запретными для употребления в пищу. Поскольку заклание в данном случае произвести невозможно. Исключение составляет только саранча. Её можно есть, поскольку Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Вам дозволены две мертвечины — рыба и саранча» (Ибн Маджа, 3218).
  5. Змеи и мыши. Их запрещено употреблять в пищу и нам велено убивать их. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Пять вредоносных существ следует убивать и в обычном состоянии, и в ихраме: змею, ворону, мышь, бешеную собаку и коршуна» (Бухари, 3136; Муслим. 1198).
  6. Домашние ослы. Имеются в виду обычные ослы, которых в сельской местности используют для езды и перевозки поклажи.

Виды дозволенных животных

Животных, которых Аллах сделал дозволенными для нас, можно разделить на две категории:

  • Дикие животные, которые живут в естественных условиях и которых нельзя поймать и удерживать для заклания. Их добывают путём охоты по установленным Шариатом правилам.
  • Домашние животные — они дозволены только в том случае, когда произведено заклание, предписанное Шариатом.

Это заклание, отвечающее требованиям Шариата.

Условия предписанного Шариатом заклания:

Всевышний Аллах сделал дозволенной для нас пищу людей Писания (иудеев и христиан), если они производят заклание в соответствии с Шариатом.

  1. Совершающий заклание должен быть мусульманином или принадлежать к числу людей Писания (иудеям или христианам), понимать, что такое заклание и намереваться осуществить именно его.
  2. Заклание должно производиться подходящим орудием, выпускающим кровь, и иметь режущую поверхность, например, нож. Запрещается использовать тяжёлые орудия, которыми можно убить животное, ударив его по голове, а также электричество.
  3. Произнесение слов «БисмиЛлях» (С именем Аллаха) при заклании.
  4. При заклании должны быть перерезаны: пищевод, горло и две ярёмные вены, расположенные по обеим сторонам шеи, или хотя бы три из упомянутых четырёх.

Если все условия соблюдены, то мясо животного, зарезанного подобным образом, можно есть. Если же не все условия соблюдены, есть его запрещено.

  1. Мясо животного, забитого не мусульманином и человеком, не принадлежащим к числу людей Писания, например, буддистом, индуистом или атеистом. Такое мясо запрещается употреблять в пищу. Это же относится и к мясу, которое предлагается в ресторанах и магазинах тех стран, большинство населения которых составляют не мусульмане и не люди Писания. Это мясо считается запретным до тех пор, пока не будут получены доказательства обратного.
  2. Мясо животного, забитого по Шариату мусульманином или кем-то из людей Писания, дозволено для употребления в пищу. В этом учёные единодушны.
  3. Мясо животного, которого мусульманин или один из людей Писания убил без заклания, предписанного шариатом, посредством электричества, утопления и так далее, однозначно запретно.
  4. Мясо животного, забитого кем-то из людей Писания, причём о способе заклания ничего неизвестно: за основу принимается дозволенность употребления в пищу забитых ими животных. Однако нужно стараться произнести «БисмиЛлях» (С именем Аллаха) перед тем, как есть это мясо. А также стараться по возможности найти мясо, дозволенность которого более очевидна.

Источник: http://www.newmuslimguide.com/ru/your-food-and-drink/275

Можно ли есть креветки, мидии, кальмаров и осьминогов? — Ан-Ниса — Мусульманский женский портал

Вопрос:

Можно услышать много разных мнений про употребление в пищу креветок, мидий, кальмаров и осьминогов. Не могли бы вы сказать, можно ли есть что-то из этого и почему что-то из вышеперечисленного есть нельзя?

Ответ:

Во имя Аллаха, Милостивого ко всем на этом свете и только к верующим – на том

Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракатух.

Согласно ханафитскому мазхабу, можно есть только тех обитателей моря, которые называются арабским словом «самак»[1]. Слово «самак» обычно переводится как «рыба».

Что касается креветок, то насчет них ученые разошлись во мнениях.

Причина этого – в том, что есть некая неясность, к какому виду отнести креветок. Некоторые ученые сочли, что креветки относятся к «самак»; другие решили, что не относятся. Те ученые, которые считали, что креветки – это тоже «самак», дозволяли их употребление в пищу. А те ученые, которые не считали, что креветки относятся к «самак», говорили, что их есть запрещено.

Ученые Индийского субконтинента, которые разрешали есть креветки:

1) Мавляна Ашраф Али Санви, рахимахуллах.

2) Муфтий Абдур-Рахим Ладжпури, рахимахуллах.

3) Муфтий Мухаммад Абдус-Салям Чатгами, рахимахуллах.

Ученые Индийского субконтинента, которые запрещали есть креветки:

1) Мавляна Рашид Ахмад Гангохи, рахимахуллах.

2) Мавляна Халиль Ахмад Сахаранпури, рахимахуллах.

3) Мавляна Рашид Ахмад Людьянви, рахимахуллах.

Оба эти мнения достоверны и достойны уважения. Богобоязненный человек, однако, не станет есть креветки, хотя существует и другое мнение.

Муфтий Рашид Ахмад Людьянви, рахимахуллах, пишет в «Ахсануль-фатва», что у рыбы есть три качества[2]:

1) Спинной хребет.

2) Жабры.

3) Плавники.

Таким образом, у мидий, кальмаров и осьминогов вообще нет качеств, присущих рыбе. Поэтому они не считаются рыбами. Значит, есть мидии, кальмаров и осьминогов, согласно ханафитскому мазхабу, не разрешается.

А Всевышний Аллах знает лучше.

Муфтий Фараз Адам аль-Махмуди

С английского языка перевела Малика Умм Яхья.

[1]  (وَلَا) يَحِلُّ (حَيَوَانٌ مَائِيٌّ إلَّا السَّمَكُ) (الدر المختار ج 6 ص 306 أيج أيم سعيد)

[2]  أحسن الفتاوى ج 7 ص 394 أيج أيم سعيد

Источник: http://annisa-today.ru/eda/mozhno-li-est-krevetki-midii-kalmarov-i-osminogov/

Ислам и индуизм: Откуда запреты на свинину и говядину? На морепродукты и насекомых? | Вадим krsk

Почему мусульманам и иудеям запрещено есть свинину

Почему в разных культурах некоторые продукты считают запретными? Почему индуистам запрещено есть говядину, а мусульманам и иудеям — свинину? Мы решили выяснить, как формировались эти запреты, и что за ними стоит.

Кошер, копыта и моллюски

Кашрут или кошер – свод строгих пищевых ограничений, основанный на законах Торы и Талмуда. Кошер позволяет есть мясо только тех животных, которые являются одновременно и парнокопытными, и жвачными – от овец до жирафов.

Однако свинину и зайчатину кошер запрещает употреблять в пищу, ведь свиньи не жуют жвачку, а зайцы не имеют копыт. Существовало и объяснение поведения «полукошерных» животных: во сне свиньи, якобы, горделиво выставляют свои «правильные» копыта, но прячут морду, а зайцы – наоборот, поджимают из стыда лапки.

Мясо кошерных животных должно приготавливаться профессиональным мясником, шохетом, забивающим скот одним особым движением, ни в коем случае не прокалывая мяса и не задерживая ход ножа.

Шохеты проходят долгое обучение перед тем, как приступить к выполнению обязанностей. Законов разделки мяса в иудейской традиции масса: важно не только участие шохета в забое скота, но и проверка животного на болезни, которую выполняет машгиах, и очистка менакером туши от сала и жил, запрещенных кошером.

Употребление морепродуктов также строго регламентируется: у них обязательно должны быть чешуя и плавники, то есть, моллюсков и ракообразных есть строго запрещено.

Каждая хозяйка обязана просеивать муку во избежание попадания в нее червей и внимательно осматривать овощи в фрукты в поиске личинок. Запрет на поедание насекомых дает только одно исключение: можно есть саранчу (Лев. 11:22).

Также кошер запрещает есть продукты, содержащие кровь (поэтому мясо при разделке посыпают солью, ее впитывающей), яйца птиц с одинаковыми, тупыми или острыми, концами (как правило, одинаковые концы бывают у яиц хищных птиц), и алкоголь, который не сделан религиозными евреями с соблюдением множества специальных правил.

Строго запрещено «варить козленка в молоке матери», смешивать молоко с мясом за один прием пищи. Впрочем, проверить кошерность уже готовой еды едва ли представляется возможным формальными методами, и потому это право обычно предоставляется раввину.

Халяль

Гастрономические предпочтения мусульман также сильно ограничены. Вся пища в исламе подразделяется на три группы: халяль, макрух и харам, которые соотносятся с индийскими саттва, раджас и тамас, и из них лишь халяль полностью позволен к употреблению.

Коран, как и Тора – в первую очередь свод законов, определяющий быт мусульман. Коран запрещает поедание свинины, мертвечины, неверно забитого домашнего скота (без упоминания имени Аллаха) и крови (5:3).

Впрочем, нарушение запрета, как это часто особо указывается в Коране, возможно в крайних случаях: «Если же кто-либо, страдая от голода, а не из склонности к греху, вынужден будет съесть запретное, то ведь Аллах — прощающий, милостивый».

Кроме того, в исламе запрещается убивать животных без причины, а некоторые мусульманские теологи считают, что профессия забойщика скота является греховной.

Правила халяля менее строгие, чем законы кошера: у мусульман нет специального человека, который забивает скот, и сами правила убоя также немного отличаются от иудейских.

С другой стороны, ислам запрещает разрешенные кошером спиртные напитки.

Не хлебом единым

Для христианства табуирование пищи является менее распространенным и строгим, однако сакрализация еды тоже является типичной. Запрещено поедание «идоложертвенного», то есть, принесенного язычниками в жертву богам, скверноядие, а также – во время поста – мяса, молока, яиц, масла, рыбы и некоторых других продуктов.

Отсутствие значимых пищевых табу связано с тем, что Новый завет отменил те запрещения, что были прописаны в Ветхом, и совпадали с уже перечисленными иудейскими законами. Согласно учению Христа, пища не может осквернить духовного человека: «Всё, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести; ибо Господня земля, и что наполняет её» (1 Кор. 10:25-27).

Ахимса

Для индуизма характерен отказ от говядины, в связи с тем, что корова является священным животным. Многие последователи этой религии придерживаются ахимсы – учения, проповедующего ненасилие, и, соответственно, специальной вегетарианской диеты.

Последователи джайнизма, еще одной религии Индии, даже надевают на рот особые повязки и подметают дорогу перед собой веником для того, чтобы не убить случайно живых существ. Стоит ли говорить, что они не употребляют их в пищу ни в каком виде.

Индуисты стараются не есть раджасную пищу – обладающую слишком ярко выраженными вкусовыми качествами, например, кофе или чай, и тамасную – «безвкусную, вонючую, выдохшуюся», такую как мясо, чеснок или яйца.

Откуда запреты?

Истоки возникновения кошера могут таиться в моральных заповедях. При правильном забое скота животное умирает почти безболезненно. Табу на употребление в пищу крови также может быть связано с соображениями гуманности и нежеланием проливать кровь как символ души божьих созданий.

Запрет на поедание хищной птицы и их яиц связан с боязнью того, что агрессивность хищников передастся людям. Тора даже говорит о том, что до великого потопа все люди были вегетарианцами, однако после господь отдал им в пищу животных.

Интересно также и возможная интерпретация запрета на смешение молока и мяса, которое, впоследствии, эволюционировало до табу на их поедание за один прием пищи: мясо, как символ смерти и убийства, не должно смешиваться с символической новой жизнью, то есть молоком матери, способствующим росту детенышей.

  • Возможно, что в этом табу отразились также ранние религиозные представления о запрете на кипячение молока, так как в них молоко имело магическую связь со своим источником, то есть, являлось частью целого – коровы или козы.
  • Соответственно, кипячение молока уподоблялось его кипячению в вымени, что должно было навредить животному и лишить людей удоя.
  • К тому же многие африканские племена до сих пор имеют запреты на любое смешение молока и мяса, в том числе, и в животе человека, что может быть объяснено боязнью за здоровье коровы – ведь одна ее мертвая часть, мясо, смешивается с живой, молоком, и корова символически поедает саму себя, вследствие чего ее молоко оскверняется.
  • Вероятно, что в запрете на смешение молока и мяса проявилось отчуждение двух типов культур – земледельческой и скотоводческой, конкурировавших друг с другом.
  • Запрещение поедать свинину в исламе и иудаизме являлось, скорее всего, превентивной санитарно-гигиенической мерой, ведь быстро портящаяся свинина, в условиях древнего мира, лишенного холодильников и современной медицины, могла стать смертельным яством.
  • К тому же свинья с ее беспорядочными половыми и пищевыми пристрастиями и очевидной любовью к грязи, порождала символическое отождествление с грязными, неряшливыми и сексуально распущенными людьми. Соответственно, употребление ее мяса в пищу могло сулить приобретение человеком всех вышеперечисленных качеств.

Иногда негативное отношение к свиньям порождало курьезные случаи: в XVIII веке некоторые раввины считали помидор свиным плодом и запрещали его употребление в пищу.

А индийский запрет поедания говядины может быть тесно связан с экономическими причинами: в Индии навоз коров применялся в строительных и отопительных целях, они использовались как тягловый скот и давали молоко, что делало их более ценными, чем какие-либо другие животные. Так образ коровы-кормилицы стал сакрализироваться, и в IV веке н.э. запрет на убийство коров и быков стал официальным законом.

Запрет хлеба и вина, приготовленных не евреями, отсылает к стремлению иудеев консолидировать единоверцев и не допустить ассимиляции других народов.

Соответственно, на любом празднестве, устроенном представителями иных религий, еврею будет очень сложно соблюсти кошер.

В современных культурах подобные социально-обусловленные причины запрещения пищи в иудаизме или исламе играют важнейшую роль для религиозного единения.

Источник: http://maxpark.com/user/4295090179/content/6176929

Ссылка на основную публикацию