Исламское образование в России

Ислам является второй по численности верующих религией в Российской Федерации после христианства.

По данным переписи населения 2002 г. численность традиционно мусульманских народов в России составило около 14,5 млн чел. — около 10 % населения страны. «Этнические мусульмане», то есть народы, традиционно исповедующие ислам,.

Составляют большинство населения в семи субъектах Российской Федерации: в Ингушетии (98 %), в Чечне (96 %), в Дагестане (94 %), в Кабардино-Балкарии (70 %), в Карачаево-Черкесии (63 %), в Башкортостане (54,5 %), в Татарстане (54 %).

В то же время число русских мусульман составляет от 2 до 20 тысяч человек[3][4][5].

Численность мусульман продолжает расти за счёт естественного прироста, особенно среди народов Северного Кавказа, а также мусульман становится больше за счет мигрантов, главным образом, из стран Средней Азии и Азербайджана. Это приводит к значительным темпам увеличения доли мусульман в населении РФ.

История ислама в России

На территории современной России первые мусульмане (купцы из Халифата) появляются уже в VIII — IX веках благодаря интенсивной торговле с Востоком; в этот период на Руси ходят арабские монеты.

По свидетельству председателя Совета муфтиев Равиля Гайнутдина «Ислам пришел на нашу землю раньше, чем крещение Руси — на территории Дербента (Дагестан) уже в VIII веке была построена мечеть».

Независимые мусульманские государства на территории России существовали тысячу лет — с Волжской Булгарии до окончания Кавказской войны; весь этот период мусульмане жили и на территории христианских государств — русских княжеств и феодальных республик, Великого княжества Литовского, Московского государства, Российской империи.

В исламский период Золотой Орды (1312-1480) христианские княжества находились в вассальной зависимости от мусульманских улусов и ханств. После объединения русских земель Иваном III и его преемниками часть мусульманских ханств стала находиться в зависимости от православной монархии, а часть была аннексирована Российским государством. С этого времени ислам становится религией большого числа поданных российского монарха.

На территорию России (а именно в Дагестан) ислам был принесен в результате арабской экспансии во второй половине VII века.

Однако первоначально он не получил здесь широкого распространения, так как горцы не хотели принимать силой навязываемую им веру.

Процесс утверждения ислама в Дагестане активизируется в результате миссионерской деятельности арабских проповедников и охватывает довольно длительный период с X по XVIII век.

Духовные управления мусульман в России[править | править вики-текст]

До 1991 г. в РСФСР действовало два духовных управления мусульман — Духовное управление мусульман европейской части СССР и Сибири (ДУМЕС) в Уфе и располо­женное Духовное управление мусульман Северного Кавказа (ДУМ СК) в Махачкале.

В настоящее время насчитывается более 40 самостоятельных Духовных управлений мусульман (муфтиятов), которые в большинстве случаев подраз­деляются на кызыяты и мухтасибаты.

Большинство этих Духовных управлений объединено в три крупные централизованные организации: Центральное духовное управление мусульман России и европейских стран СНГ (ЦДУМ) в Уфе, Совет муфтиев России (СМР) в Москве и Координационный центр мусульман Северного Кавказа (КЦМ СК).

Наблюдается противостояние между ЦДУМ и СМР. Зачастую результатом этого становится появление параллельных мусульманских управленческих структур в ряде регионов.

Исламское образование в России

В советское время кадры мусульманского духовенства России в основном готовили в расположенном в Бухаре медресе «Мир-Араб», а также в Исламском институте имени имама Аль-Бухари в Ташкенте.

Становление современной системы религиозного образования в России началось открытием в 1988 г. медресе «Исмаилия» при мос­ковской Соборной мечети, в 1989 г.

медресе имени имама Ризаутдина Фахретдина в Уфе и основанием в 1990 г. Закабаного медресе (впоследствии Казанское высшее мусульманское медресе имени 1000-летия ислама). До 1991 г.начальные и средние медресе появились в Дагестане и Чечне.

В 1990-е годы возникали многочисленные самодеятельные кружки, центры по изучению основ ислама. Тысячи молодых мусульман из России отправились на обучение в зарубежные исламские учебные заведения.

Возвратившиеся на родину выпускники зарубежных исламских университетов часто предъявляют более жесткие требования к единоверцам в отношении соблюдения обрядов, подчеркивают «неполноценность» местного ислама.

В самой России на средства благотвори­тельных фондов, прежде всего саудовских, были открыты десятки учебных заведений, которые также вели обучение по отличающимся от российских программам.

на заседании Совета муфтиев России было принято решение о создании Совета по исламскому образованию, который принял Единый образовательный стандарт по исламскому религиозному высшему образованию.

В нём была дана характеристика специальности «Исламское богословие». При получении этой специальности присваивалается квалификация «проповедник-богослов (имам-хатыб), преподаватель».

Всего по состоянию на начало 2007 г. в России насчитывалось 75 зарегистрированных средних и высших мусульманских учебных заведений; их общее число составило 229 (26 высших учебных заведений и 203 средних)[2].

В конце 2006 года при участии Управления внутренней политики Администрации Президента РФ был создан Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования[24]. Распоряжением Правительства Российской Федерации № 775-р от 14.06.2007 г.

был утвержден План мероприятий по обеспечению подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама в 2007—2010 годах.

Задачей этих мероприятий является подготовка достаточного количества лояльных государству специалистов для работы в исламских религиозных объединениях (священнослужителей, преподавателей исламских учебных заведений, служащих аппаратов духовных управлений и издательств) для противодействия дальнейшему распространению радикального ислама. На эти цели было предусмотрено из федерального бюджета значительных средств и член Общественной палаты по образованию г. Москвы доктор юридических наук Игорь Понкин осудил это[25].

Источник: http://megaobuchalka.ru/7/8517.html

А есть ли в россии исламское образование?

Кому-то такая постановка вопроса покажется или провокационной, или невежественной.

Но, поверьте, именно сейчас впору спросить именно так: существует ли в России исламское образование… и каким оно должно быть? Об этом спрашивают сегодня друг друга как сами российские мусульмане, так и государство, которое продекларировало приоритет получения знаний об исламе не заграницей, а именно в родных стенах.

«Не хочу учиться, а хочу…»

Актуальность проблемы выявило недавнее сенсационное заявление нового главы главного московского исламского вуза.

По словам ректора Московского исламского университета (МИУ) Дамира Хайретдинова, по итогам МИУ 2012 года выпускники пошли работать «на базары и стройки», и «никто не пошёл на работу имамом, хотя на их обучение тратились ресурсы и труд преподавателей». К этой печальной сенсации необходимы сразу два замечания.

Во-первых, не во всех вузах России, нацеленных на мусульманское образование, картина столь безысходна.

  • Второе – в этом «минусовом результате», озвученном Хайретдиновым, виден плод «работы» не только его предшественника, но и всей системы в целом. Так что спасибо ему за честную констатацию факта.
  • Увы, пусть не в таких масштабах, но проблема трудоустройства, реальная востребованность выпускников в реальной умме и реальная отдача от вложений в образование – налицо по всей стране.
  • Если очень кратко сказать об истоках такого положения, то видится такая историческая картина. С момента зарождения ислама в разных регионах будущей Российской Федерации складывались непохожие друг на друга образовательные традиции. Разница в мазхабах, отношении к суфизму, своеобразие государственного развития и местной культуры доисламского периода – всё это в сумме накладывало отпечаток.

  • Но при вхождении в орбиту российской государственности часть школ была уничтожена (прежде всего в Поволжье со времён Ивана Грозного), а часть продолжала свою самобытность. Имперское правление до 1917 года даже и не ставило задачи унификации разнообразных образовательных школ мусульман на своей территории.
  • Советский атеизм «решил задачу» резко по-коммунистически: уцелели от закрытия лишь бухарское медресе Мир и-Араб да ташкентский институт имени Аль-Бухари. Там обучалась вся масса будущих служителей ислама СССР, даже толком не владеющих узбекским языком. Уровень был «на грани терпимого», ибо советская власть ставила задачу «постепенного изживания религии».
  • Узбекские оазисы были «последними очагами средневекового мракобесия».
  • Но Всевышний, по Своей милости, не дал мусульманам полностью потерять все копившиеся веками традиции. Начавшаяся Перестройка, демократизация, утверждение принципов свободы совести ситуацию резко изменили. Религии получили свободу. Государство в России практически дистанцировалось от образовательных процессов уммы. И что получилось?

С одной стороны – свобода. С другой – пустыня на месте бывших некогда традиций.

И в эту пустыню потянулись в первую очередь разнообразные (сразу из разных стран и от разных школ!) «бедуины от образования».

Государство забило тревогу – ведь под благородным предлогом нередко выявлялись совсем не благородные цели – и были получены негативные последствия… Всё более явно проявлялась мудрость старинной пословицы: «кто не кормит своего солдата, будет кормить чужую армию», а в нашем случае «кто не позаботится о своём имаме, получит для своих детей непредсказуемых наставников»…

Так на рубеже 21 века (как бы неожиданно для всех) созрела потребность создать заново систему исламского образования в новой демократической России с её новыми реалиями. Это не могло быть просто «возрождением старого», или «копированием чужого» – нет, только поиском, творческим синтезом чего-то нового!

Вот в чём «предыстория нынешних неудач».

«А у нас в квартире – газ.

А у вас?»
Как же решить эту новую творческую задачу, дающую огромные и на многие десятилетия действующие последствия? К примеру, ныне в мире известны два основных подхода к исламскому образованию: 1) сугубо религиозные вузы, как это имеет место во многих арабских странах, в Турции, Иране, Индонезии и Малайзии; 2) светские вузы с религиозными предметами – по такому пути пошли в некоторых странах Европы.

Источник: http://www.IslamNews.ru/news-140581.html

Исламское образование в России: история и перспективы

До середины XIX века исламское образование в России не представляло собой какой-либо единой системы и совершенно исключало из своей сферы светские дисциплины и предметы из русской школы. Высшее исламское образование можно бы­ ло получить только за границей — в Турции, Персии, Бухаре.

Во второй половине XIX века среди российских мусульман начинает распространяться идеология джадидизма (обновления), одной из целей которой была образовательная реформа путем включения светских дисциплин и русского языка.

В мусульманской умме произошел раскол на традиционалистов (кадимитов), придерживавшихся старой системы, и джадидов.

Таким образом, исламская образовательная среда в России начала XX века состояла как минимум из трех разновеликих компонентов:

1) традиционное, изоляционист­ ское и малограмотное низшее и среднее образование с элементами суфизма — у кадимитов;

2) реформаторское, рационалистическое исламское с элементами светского, среднее и высшее образование — у джадидов;

3) высшее исламское образование с элементами иностранной идеологии — у отдельных мусульманских богословов.

Остаточность этой схемы дала о себе знать уже в советское время сразу после падения ортодоксального сталинизма (1960–1980-е годы). Однако вплоть до перестройки 1989–1990-х годов все эти компоненты существовали в зачаточном состоянии по всей стране.

Образование всегда играло огромную роль в Исламе, т.к. именно выходцы из духовных учреждений становились опорой мусульманско­ го вероучения, что в принципе характерно для всех конфессий. В связи с этим возникла потребность в подобных учебных заведениях, поскольку в Советском Союзе возможность получить религиозное образование была минимальной.

Как правило, желающие обрести исламские знания вынуждены были выезжать в Среднюю Азию, где традиции мусульманского образования в какой-то мере продолжали существовать. Одним из самых известных религиозных учреждений того времени являлось медресе «Мири Араб», расположенное в Бухаре.

Именно там учились в свое время большинство сегодняшних имамов и муфтиев, входящих в Совет муфтиев России.

В начале 1990-х годов все религиозные общины страны переживали бум своего возрождения, и одно из самых заметных мест в этом процессе принадлежало мусульманской умме. По всей стране открывались десятки исламских медресе и тысячи курсов по изучению основ религии. Молодежь из числа мусульман активно откликалась на призыв обучаться религии предков в исламских медресе.

Исходя из сложившейся ситуации, во многих российских регионах стали организовываться различные курсы по изучению Ислама.

Понимая, что подобные кружки не соответствуют современным требованиям и не отличаются высоким уровнем, часть молодежи выражала желание учиться за рубежом, где исламское образование стояло на порядок выше, чем в России и даже в среднеазиатских республиках.

Одновременно с этим в крупнейших мусульманских центрах, таких как Казань, Уфа, Махачкала, Назрань, Нальчик, Москва, Нижний Новгород, были созданы учебные заведения более высокого уровня — исламские вузы, получившие официальную регистрацию и лицензию.

Однако отнюдь не все руководители медресе и исламских курсов вовремя поняли необходимость качественно новых изменений в учебной программе, в методике и целях исламского образования.

Все образование строилось на дореволюционном опыте, на учебниках XIX — начала ХХ века, и сам стиль преподавания религиозных основ в современных медресе и исламских вузах России не намного отошел от досоветского прошлого.

В исламском образовании по-прежнему существовали два компонента, возникшие до революции 1917 года: изоляционистское традиционное об­ разование в духе сельского муллы с элементами суфизма, и «исламско-светское» образование, которое, несмотря на его более высокий авторитет, приводило к доминированию националистических настроений среди его выпускников.

В большинстве российских исламских учебных заведений не существует единой учебной программы, то есть каждое медресе или институт ведет учебный процесс по своим учебным программам и использует свою методику преподавания. В основном в большинстве медресе преподаются только 4–5 предметов — Коран, хадисы, шариат, арабский язык и акида (вероубеждение).

Только в некоторых исламских вузах преподаются английский язык и компьютерная грамотность.

В отличие от светских учебных заведений, в исламских образовательных учреждениях дают только узкоспециализированное образование, что является основной преградой для признания дипломов, дальнейшего трудоустройства выпускников, а также не всегда способствует воспитанию терпимости.

В 2000-х годах проблемами исламского образования озаботи­ лась государственная власть. В 2002 году президент Российской Федерации В.В.

Путин поручил Министерству образования и науки РФ «в первоочередном порядке разработать комплекс мер по оказанию организационной, материальной и методической помощи в развитии сферы религиозного образования, прежде всего мусульманского».

Министерство во взаимодействии с вузами и исламскими образовательными учреждениями разработали и осуществляют с 2005 года комплекс мер в этом направлении.

Каким же должен быть исламский вуз в России — светским с некой спецификой, или же сугубо религиозным учебным заведением, дипломы которого не признаются государством? Неразработанность системы исламского высшего образования в стране препятствует молодым людям связывать свою судьбу с исламским вузом. Кроме того, несмотря на значительные финансовые затраты, число выпускников исламских вузов довольно мало, причем по своей специальности из них работают лишь единицы.

На территории центральной России ключевым учебным заведением является единственный исламский вуз — Московский исламский университет (МИУ), созданный в 1999 году на базе Московского высшего духовного исламского колледжа. Декларируемой целью его образовательной деятельности является подготовка хатыбов, имамов, а также преподавателей исламских наук, специалистов по различным направлениям исламской и светской науки.

Сегодня МИУ подражает в своей деятельности учебным заведениям Татарстана и пытается соблюдать баланс между традиционализмом (заметно влияние турецких суфийских тарикатов) и модернизмом с некоторым упором на последний.

При этом традиционный набор богословских дисциплин пока еще не дотягивает до программы, представленной в Российском исламском университете (г. Казань), но свободен от ограничений образовательного процесса на Кавказе, носящих идеологический характер.

Очевидно, что в настоящее время исламское образование в МИУ находится на стадии становления, и сегодня есть возможность повлиять на него как в сторону большей модернизации, так и в прямо противоположную сторону.

В связи с избранием и утверждением в конце марта 2012 года нового ректора руководство МИУ по поручению председателя Духовного управления мусульман Европейской части России муфтия шейха Равиля Гайнутдина ставит задачу сделать МИУ передовым исламским вузом по подготовке специалистов теологов для стран СНГ.

Вуз будет работать в тесной координации с ведущими академическими кругами стран СНГ. В частности, в вопросах научных исследований, подготовке аспирантов и докторантов МИУ будет проводить тесное сотрудничество с Институтом востоковедения РАН по договоренности с директором ИВ РАН В.В.Наумкиным.

Вуз будет практиковать обмен студентами, научно-педагогическими кадрами и наработками для укрепления позиций ханафитской школы на евразийском пространстве.

Таким образом, основной целью работы МИУ на ближайшую перспективу станет его переформатирование для работы в мусульманском сообществе формирующегося Евразийского союза.

Исламское образование в России: история и перспективы

До середины XIX века исламское образование в России не представляло собой какой-либо единой системы и совершенно исключало из своей сферы светские дисциплины и предметы из русской школы. Высшее исламское образование можно бы­ ло получить только за границей — в Турции, Персии, Бухаре.

Во второй половине XIX века среди российских мусульман начинает распространяться идеология джадидизма (обновления), одной из целей которой была образовательная реформа путем включения светских дисциплин и русского языка.

В мусульманской умме произошел раскол на традиционалистов (кадимитов), придерживавшихся старой системы, и джадидов.

Источник: https://islamrf.ru/news/analytics/expert/21737

​В России скоро могут появиться доктора и кандидаты наук по исламской теологии

Уже в следующем учебном году, то есть во второй половине текущего года, в России может быть создан диссертационный совет для рассмотрения научных работ по исламской теологии, заявил в интервью РИА «Новости» первый зампредседателя Совета муфтиев России (СМР) Рушан Аббясов.

«Недавно для наших православных братьев был создан диссертационный совет по теологии во главе с председателем Отдела внешних церковных связей митрополитом Волоколамским Иларионом. Наша работа в этом направлении тоже движется.

Мы ожидаем, что на базе одного из авторитетных вузов — речь идет, в первую очередь, об Институте стран Азии и Африки МГУ — тоже сможем создать такой диссертационный совет по исламской теологии, чтобы наши специалисты и священнослужители с высшим религиозным образованием могли защищать свои кандидатские и докторские диссертации», — рассказал Р. Аббясов информационному агентству.

  • Он подчеркнул, что развитие исламского образования мусульманские духовные лидеры рассматривают как идеологическую основу борьбы с радикализмом.
  • Важным шагом на этом пути муфтий Р. Аббясов назвал закладку в Казани Болгарской исламской академии, которая состоялась 21 мая. Он пояснил, что Духовное управление мусульман России стало соучредителем академии, содействовало новому учебному заведению в получении соответствующей регистрации.
  • «Сейчас очень важной составляющей является наполнение ее соответствующими кадрами. В этом отношении нужно будет проделать большую работу. Здание-то построить нетрудно. Сегодня мы видим, что власти республики Татарстан активно помогают учебному заведению техническим и материальным обеспечением», — рассказал первый зампредседателя Совета муфтиев России.
  • По его мнению, новое мусульманское учебное заведение должно иметь федеральный статус.
  • «У нас проходило по этому поводу заседание в Казани — как раз в преддверии закладки камня, — где были, в том числе, ответственные чиновники из администрации президента, а также зарубежные гости, — отметил он.

— Мы договорились, чтобы уровень академии соответствовал нынешнему времени и духу ислама, чтобы в ней могли повышать квалификацию, защищать магистерские, кандидатские, докторские диссертации религиозные деятели».

Муфтий Р. Аббясов не пояснил причины, по которым выбор базового ВУЗа для диссертационного совета может быть сделан в пользу Института стран Азии и Африки при МГУ, в то время как в России уже долгое время действует целый ряд исламских учебных заведений.

На сегодняшний день в России действуют сотни учебных заведений для мусульман. Например, в Москве с 1999 года действует Московский исламский институт. Годом ранее, в 1998 году, был основан Российский исламский институт в Казани, который считается первым в России высшим профессиональным исламским учебным заведением.

Столица Татарстана и регион в целом являются сегодня одним из центров исламского образования в стране.

Здесь действуют, помимо Российского исламского университета, Казанское высшее мусульманское медресе «Мухаммадия», Казанское высшее мусульманское медресе им.

1000-летия принятия Ислама, Казанский исламский колледж, многочисленные медресе. Однако не все они обладают статусом государственных учебных заведений.

Другим центром духовного образования мусульман является Дагестан, в котором действуют более десятка университетов и институтов и около 80-ти медресе.

  • С 2009 года действует Российский исламский университет им. Кунта‑Хаджи в Грозном. ВУЗ с тем же названием, находящийся в ведении Центрального духовного управления мусульман России, существует в Уфе (Башкортостан). Ингушский исламский университет действует в Ингушетии, в г. Малгобек, а в Астрахани при Центральной мечети с 2007 года действует Исламский институт «Хаджи-Тархан».
  • Два российских мусульманских ВУЗа с 2009 года входят в состав Федерации университетов исламского мира — международной мусульманской организации в составе Исламской организации по вопросам образования, науки и культуры; это Российский исламский университет в Казани и Российский исламский университет в Уфе. Членство в Федерации предоставляет этим учебным заведениям возможности для обмена преподавателями и студентами.
  • В октябре 2015 года теология в России утверждена в качестве новой научной специальности.
  • В соответствии с правилами Высшая аттестационная комиссия при Министерстве образования и науки Российской Федерации опубликовала паспорт, в котором, в частности, говорится: «Специальность раскрывает содержание теологии, базовые разделы теологии, изучает источники теологического знания, основы вероучения и религиозных обрядов, исторические формы и практическую деятельность религиозной организации, ее религиозное служение, религиозное культурное наследие в различных контекстах».
  • Объединенный диссертационный совет по теологии появился весной 2016 года после того как ректоры МГУ, РАНХиГС, Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени равноапостольных Кирилла и Мефодия и Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета подписали соответствующее совместное соглашение.

А 1 июня 2016 года Министерство образования и науки выдало разрешение на создание Объединенного совета по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата и доктора наук по специальности «теология».

В его состав вошли доктора исторических и философских наук из Общецерковной аспирантуры и докторантуры, ПСТГУ, МГУ, РАНХиГС, Санкт-Петербургского государственного университета, Российской академии наук, Христианской гуманитарной академии. Помимо них членом совета стал председатель Издательского совета Русской православной церкви митрополит Калужский и Боровский Климент.

Накануне создания диссертационного совета первый заместитель председателя Духовного управления мусульман России Дамир Мухетдинов сделал заявление, в котором выразил беспокойство тем, что в созданном первом диссертационном совете по теологии, по его данным, «нет специалистов по исламу».

По словам муфтия Р. Аббясова, работа над созданием диссертационного совета по исламской теологии в настоящее время продолжается.«Недавно было совещание в правительстве РФ, где в том числе поднимался этот вопрос. Сейчас сроки обозначить не могу. Я думаю, что в ближайшее время мы сможем это все реализовать. Может быть, уже в следующем учебном году», — сообщил Р. Аббясов.

Источник: http://rublev.com/novosti/v-rossii-skoro-mogut-poiavitsia-doktora-i-kandidaty-nauk-po-islamskoi-teologii

Болгарская исламская академия планирует стать центром исламского образования в РФ

«Болгарская академия призвана возродить традиции отечественной исламской богословской школы, стать общероссийским центром мусульманского образования», — написал президент России Владимир Путин в телеграмме в честь открытия академии накануне.

Приглашенные преподаватели

Пока образование в академии будет вестись на арабском языке, поскольку российской стороне приходится нанимать иностранных специалистов.

«Мы вынуждены, к сожалению, приглашать много иностранцев, уровень образования мировой и наш имеет разрыв ввиду почти 80-летней нашей атеистической жизни», — рассказал журналистам начальник управления образования Болгарской исламской академии Алексей Петров.

Первоначально на постоянной основе в академии будут работать три иностранных преподавателя: Исаак Буль-буль (последнее десятилетие работает профессором в университете аль-Азхара (Каир), до этого на протяжении 11 лет был муфтием Палестины), Абдурраззак Ас-Саади (бывший советник Саддама Хусейна, гражданин Ирака, но преподавал в Иордании) и Хамделла Сафти (сотрудник Министерства религиозных дел Египта, преподает в аль-Азхаре).

«Всего у нас будет около 10-12 иностранных преподавателей, которые будут приезжать и читать курсы лекций на месяц, у нас есть и Сирия, и Малайзия, наработанные материалы уже есть», — пояснил Петров. Кроме того, в преподавательский состав планируются около 10-12 человек самых выдающихся людей, которые есть в исламе в РФ, они тоже будут приезжать для чтения курсов лекций.

Завершить систему исламского обучения

В то же время, как считает полпред президента РФ в ПФО Михаил Бабич, выпускники Болгарской исламской академии со временем смогут работать в иностранных образовательных исламских учреждениях, что придаст ей международный статус.

«Одна из задач, которые должна решить академия — это подготовка отечественных специалистов, которые сами смогут работать в иностранных образовательных исламских учреждениях и повысят статус академии до международного.

Это позволит отечественному исламскому образованию стать востребованным среди иностранных студентов», — отметил он на открытии академии.

Пока же одна из целей академии — создать общероссийскую мусульманскую богословскую площадку, где была бы выработана единая культура в трактовке священных текстов и организации жизни мусульман.

«Это позволит российскому мусульманскому сообществу, что очень важно в современной ситуации, успешно противодейстовать распространению радикальных экстремистских идей, которые активно пытаются затягивать российских граждан в террористическую деятельность», — отметил Бабич.

Кроме того, создание Болгарской исламской академии позволит завершить процесс формирования трехуровневой системы отечественного исламского образования: медресе (исламское училище — прим. ТАСС), вуз, академия. «До сегодняшнего момента в РФ такой системы не существовало.

Эссе на арабском

Первыми учениками академии стали 36 студентов. Попасть в академию было непросто. Принимали претендентов, у которых уже имеется высшее образование на уровне бакалавра и магистра. Также всем претендентам пришлось пройти вступительные испытания. Тесты на знание арабского языка — на нем нужно было написать эссе, а также на знание исламского права.

Из подававших документы со всеми испытаниями сумел справиться лишь каждый второй.

В итоге первыми студентами академии стали девять жителей Дагестана, а также молодые люди из Астраханской и Пензенской областей, Башкирии, Татарстана, уроженцы Таджикистана. Всего же в этом году планируется принять на обучение примерно 70 студентов.

В академии будут обучать по четырем направлениям: исламское право, исламская мысль и вероучение, толкование Корана и коранические науки, а также исламская экономика.

Как отметил Петров, студенты будут проживать в одноместных комнатах в комфортном кампусе, где есть интернет, кабельное телевидение, спортзал, вскоре будут построены две спортивные площадки. В академии также есть просторная молельная комната для совершения намазов.

Кроме того, питание в столовой соответствует требованиям халяль.

Повысить квалификацию

Рашид хазрат Фаизов работает директором центра подготовки хафизов в Казани. Хафиз Корана — это специалист, знающий полный текст священного писания мусульман наизусть и умеющий толковать и разъяснять его смыслы.

Фаизов решил поступить в докторантуру Болгарской исламской академии для повышения квалификации. «Каждый преподаватель должен иметь хороший уровень образования, и повышение квалификации — это постоянное для преподавателя действие, поэтому я тоже решил поступить, чтобы повысить свою квалификацию», — сказал он.

Обучение в академии абсолютно бесплатное. Студенты будут получать ежемесячную стипендию, базовая ставка которой 3 тыс. рублей. Однако, по словам Петрова, в случае хорошей успеваемости ее размер может достигать 10 тыс. рублей.

«Я работаю в мечети, у меня трое детей. Три тысячи — это хорошо, но, конечно, недостаточно для поддержания жизни, вот 10 тыс. рублей — это отличная стипендия, буду к ней стремиться», — рассказал другой студент, Ирек хазрат Усманов.

Как сообщалось ранее, глава Татарстана Рустам Минниханов подписал указ о создании Болгарской исламской академии в ноябре 2015 года. Предполагается, что в структуру академии войдут научно-образовательный центр (дополнительное образование, докторантура, магистратура),

Всероссийский союз мусульманских богословов (Болгарский совет улемов, коллегиальный совещательный орган централизованных мусульманских организаций РФ), центр изучения татарского богословского наследия, центр межрелигиозного диалога и Всероссийская библиотека ислама. Академия призвана стать центром подготовки высококвалифицированных специалистов, она создается для укрепления позиций традиционных для России направлений в исламе.

Источник: http://tass.ru/obschestvo/4531087

Ссылка на основную публикацию