Аль-Кутуб ас-Ситта — словарь исламских терминов
Кутуб ас-Самавия — небесные писания, ниспосланные Аллахом. К ним относятся Забур (Псалмы) Давуда, Таура (Тора) Мусы, Инджил (Евангелие) Исы и Коран. Все писания, предшествовавшие Корану, носили временный характер и были отменены. Только Коран останется в качестве истинного писания до дня Страшного суда.
Кутуб ас-Ситта — шесть авторитетных в мусульманском мире сборников хадисов пророка Мухаммада. К ним относятся: 1. «Аль-Джами ас-Сахих» Аль-Бухари; 2. «Аль-Джами ас-Сахих» Муслима; 3. «Ас-Сунан аль-Кубра» Абу Давуда; 4. «Аль-Джами аль-Кабир» Ат-Тирмизи; 5. «Китаб ас-Сунан аль-Кубра» Ан-Насаи; 6. «Китаб ас-Сунан» Ибн Маджи.
Куфр — неверие в существование и единство Аллаха. Куфром считаются все убеждения помимо Ислама. (См. Кяфир).
Куфу — принцип равенства по вероисповеданию, происхождению, профессии и свободе, руководствоваться которым желательно при вступлении в брак.
Читать онлайн «Исламский энциклопедический словарь» автора Али-заде Айдын Ариф оглы — RuLit — Страница 196
Мусульманские богословы единодушны в том, что свободные мусульмане, прежде всего, должны жениться на праведных и набожных свободных мусульманках, которые имеют соответствующее образование или занимаются похожим родом деятельности.
А что касается принципа равенства по происхождению, то он не подкрепляется достоверными священными текстами. Жениться вопреки принципу равенства не запрещено, но руководствоваться им лучше.
Кушайри Абд аль-Карим (375/986-464/1072) — выдающийся мусульманский ученый-шафиит, ашаритский мутакаллим, один из классиков суфизма. Полное имя с куньей Абу аль-Касим Абд аль-Карим ибн Хавазан аль-Кушайри. Родился в селении Устува в окрестностях Нишапура. По происхождению аль-Кушайри был арабом. С ранних лет изучал различные религиозные науки.
В юношеском возрасте отправился в Нишапур, где стал учеником известного суфия-ашарита Абу Али ад-Даххака. После смерти своего учителя, он занял его место в медресе. Он также учился шафиитскому праву (фикху) у Абу Бакра ат-Туси, а ашаритскому каламу у Абу Исхака аль-Исфараини и Ибн Фурака.
После этого преподавал в медресе эти предметы и вскоре стал одним из самых известных ученых исламского мира.
После 439/1048 года в Нишапуре происходили конфликты на религиозной почве между двумя правоверными школами — матуридийско-ханафитской и ашаритско-шафиитской, одним из лидеров которой был аль-Кушайри.
Однако позиции ашаритов оказались слабее, так как матуридиты пользовались поддержкой сельджукских властей, и в частности визиря аль-Кундури. По этой причине аль-Кушайри подвергся гонениям и был арестован.
После освобождения он был вынужден уехать в Багдад, где также пользовался большой популярностью и преподавал при дворе халифа аль-Каима.
Аль-Кушайри вернулся в Нишапур только после 455/1063 года, когда визирь аль-Кундури попал в опалу и был казнен. Здесь он продолжил свою преподавательскую и творческую жизнь вплоть до своей смерти.
Аль-Кушайри был автором большого количества работ по различным аспектам доктрины и права исламской религии. Однако наибольшую известность он приобрел благодаря ряду фундаментальных работ по истории, теории и практике тасаввуфа.
Его трактат по различным аспектам тасаввуфа (Рисаля фи Ильм ат-Тасаввуф) стал одним из самых авторитетных сочинений в области тасаввуфа. В этой работе он разъяснил суфийскую терминологию, написал биографии знаменитых суфиев.
В своих сочинениях аль-Кушайри старался показать, что тасаввуф является неотъемлемой частью учения Ислама, так как он рассматривает и изучает духовные аспекты исламской религии.
По этой причине он не противоречит ортодоксальной религии. Этим самым аль-Кушайри пытался сблизить позиции ортодоксального Ислама и суфизма, устранить противоречия между ними.
После него эту задачу решал и более последовательно изложил Мухаммад аль-Газали.
Кызылбаши (тюрк.) — красноголовые. Объединение тюркских кочевых племен Малой Азии и Азербайджана, возглавленное династией ардабильских шейхов из радикального шиитского суфийского ордена Сефевидов. Они носили шапки с 12 красными повязками (в честь 12 шиитских имамов), из-за чего были названы кызылбашами.
Основателем суфийского ордена Сефевидов был Сафи ад-Дин. Он родился в городе Ардабиль в 650/1252 году. По происхождению он, скорее всего, был тюрком-азербайджанцем, хотя есть сведения о том, что основанная им династия ардабильских шейхов могла быть и курдской.
Сафи ад-Дин получил традиционное религиозное образование в своем городе, а затем, в 20-летнем возрасте, поехал учиться в Шираз, где обучался у известных в то время богословов. Суфийской практике он обучался в Гилане у известного суфия из ордена сухравардитов шейха Гаджи ад-Дина Захиди, а позднее женился на его дочери. У Гаджи ад-Дина была своя школа и он имел много последователей.
Источник: http://www.rulit.me/books/islamskij-enciklopedicheskij-slovar-read-390442-196.html
Айдын Али-заде — Исламский энциклопедический словарь

Сунна — слова, дела, невысказанные одобрения, нравственные качества пророка Мухаммада, которые известны из различных сообщений очевидцев
Хадис — сообщения о различных эпизодах жизни пророка Мухаммада и его высказываниях, переданные устным или письменным путем
Хадис аль-Кудси — богооткровенные хадисы, которые отличаются от остальных сообщений тем, что они исходили непосредственно от Аллаха
Асхаб ас-Сунан — знатоки хадисов, составившие сборники хадисов под названием «Сунан», посвященные проблемам мусульманского права
Кутуб ас-Ситта — шесть авторитетных в мусульманском мире сборников хадисов пророка Мухаммада
Авторы сборников хадисов:
Бухари Мухаммад
Муслим ибн Хаджадж
Ибн Маджа
Абу Давуд
Тирмизи Мухаммад
Насаи Ахмад
Навави Абу Закария Йахйа ибн Шараф
Тафсир — наука о толковании смыслов коранических аятов
Хабар аль-Ахад — сообщение переданное одним человеком
Хабар аль-Мутаватир — сообщения, переданные большим количеством передатчиков
Рави — человек, повествующий или передающий какое-то известие, передатчик хадисов
Мухкам — ясные для понимания аяты Корана
Насс — ясные смыслы Корана и Сунны, которые не подвергаются иносказательной трактовке
Муташабих — некоторые аяты Корана и хадисов, смыслы которых представляются для толкователя неясными
Маджаз — иносказания, метафоры в исламских первоисточниках (Коране и Сунне)
Муджмал и Мубаян — аяты Корана, смыслы которых представляются не совсем ясными и нуждаются в дополнительных комментариях и разъяснениях
Тавиль — трактовка, аллегории, раскрытие смыслов тех аятов Корана и хадисов, смыслы которых представляются не совсем ясными, а также комментарии к ним
Хуруф аль-Мукаттаа — буквы или буквосочетания в Коране, которые внешне не выражают какого-то определенного смысла
Насх и Мансух — отмена положений одних аятов Корана или хадисов, в пользу положений других аятов или хадисов.
— Некоторые подробности ниспослания Божественных откровений
— Насх и мансух в Коране и Сунне
Шазз — предания, переданные каким-либо достаточно приемлемым передатчиком, которые противоречат хадисам еще более приемлемых и авторитетных передатчиков
— Шазз в чтении Корана (кыраа)
Муфассир — толкователь Корана
Мухаддис — ученый хадисовед, который занимается наукой о хадисах и их методологией
Исраилият — иудейские и христианские предания из Торы, Евангелий и других книг, которые использовались для объяснения коранических аятов
Нурайн — одна из сфабрикованных некоторыми представителями еретических сект стихов, которые они пытались представить в качестве коранических
Историки и толкователи Корана и хадисов
Ибн Кутайба
Табари Мухаммад
Табарани Сулейман
Байхаки Ахмад
Куртуби Мухаммад
Маварди Али
Байдави Абдулла
Ибн Касир
Ибн Халдун
Ибн Хаджар аль-Аскалани
Улю’ль азм — пророки Адам, Нух, Ибрахим, Муса, Иса и Мухаммад, которые принесли новый шариат, либо являлись родоначальниками общин и вообще всего человечества.
Наби — пророк, который не приносит новую религию, а призывает народ следовать религии предыдущего пророка принесшего эту веру (расуля)
Расуль — посланник Аллаха, который, который приходит с пропагандой новой религии, не игнорируя при этом основные положения старой веры
Муджаддид — реформатор, обновитель веры
Авлия — святые люди
Вали — праведник, выполняющий обязательные и необязательные предписания религии и остерегающийся запрещенных и нежелательных поступков
Салих (II) — мусульманин, который не придает большого значения преходящим ценностям земной жизни, а всецело стремится заслужить довольство и любовь Аллаха
Пророки, имена которых упомянуты в Коране:
Адам (Улю’ль-азм)
Идрис
Нух (Улю’ль-азм)
Худ
Салих (I)
Ибрахим (Улю’ль-азм)
Лут
Исмаил
Исхак
Йакуб
Йусуф
Аййуб
Шуайб
Муса (Улю’ль-азм)
Иса (Улю’ль-азм)
Мухаммад (Улю’ль-азм)
— Рождение пророка и его родословная
— Детство и молодость и зрелость пророка
— Начало пророческой миссии и мекканский период жизни пророка
— Мединский период жизни пророка. Начало мусульманской государственности.
— Другие имена пророка Мухаммада
Пророки или праведники, упомянутые в Коране
Узайр
Лукман
Зуль-карнайн
Другие пророки, цари, праведники
Кабил и Хабил
Шит (Шис)
Тарух
Хаджар
Хызр
Йуша ибн Нун
Калиб ибн Йукна
Ишмоил
Талут
Билкис
Ша’йа
Имран
Мариам (I)
Шам’ун
Асхаб аль-Кахф
Наджаши
Муджуза — чудеса, необыкновенные явления которые совершаются Аллахом по желанию пророков
Исра и Мирадж — ночное путешествие пророка Мухаммада из Мекки в Кудс (Иерусалим) и вознесение его оттуда на небеса
Бурак — имя верхового животного, на котором пророк Мухаммад совершил мирадж
Иншикак аль-Камар — раскалывание луны, одно из чудес пророка Мухаммада
Манн и Салва — манна и перепела, которые Аллах ниспослал сынам Израиля после мольбы пророка Мусы (Моисея)
Саййиды — потомки пророка Мухаммада от его внука Хусайна
Шарифы — потомки пророка Мухаммада от его внука Хасана
Ахль аль-Бейт — члены семьи пророка Мухаммада.
Алиды — потомки Али ибн Абу Талиба и Фатимы
Дочери пророка Мухаммада
Зайнаб бинт Мухаммад
Рукаййа бинт Мухаммад
Умм Кульсум бинт Мухаммад
Фатима бинт Мухаммад
Жены пророка Мухаммада
Аиша бинт Абу Бакр
Джувейрия бинт Харрис
Зайнаб бинт Джахш
Зайнаб бинт Хузайма
Маймуна бинт Харис
Мариам (II) (наложница)
Райхана (жена или наложница)
Сауда бинт Зама
Сафия бинт Хуйайй
Умм Салама бинт Абу Умаййа
Умм Хабиба бинт Абу Суфьян
Хадиджа бинт Хувайлид
Хафса бинт Омар
Потомки пророка Мухаммда
Али Зайн аль-Абидин
Али ибн Муса
Али ибн Мухаммад
Джафар ас-Садик
Зейд ибн Али
Зайнаб бинт Али
Муса ибн Джафар
Мухаммад Бакир
Мухаммад ибн Али
Хасан ибн Али
Хусайн ибн Али
Источник: https://profilib.net/chtenie/69949/aydyn-ali-zade-islamskiy-entsiklopedicheskiy-slovar-213.php
Биографии составителей аль-Кутуб ас-Сита

Составителями шести наиболее авторитетных сборников хадисов (аль-Кутуб ас-Сита) являются:
1. Имам аль-Бухари
2. Имам Муслим
3. Имам Абу Дауд
4. Имам ат-Тирмизи
5. Имам ан-Насаи
6. Имам Ибн Маджа
Краткая биография каждого из них:
1. Имам аль-Бухари
Полное имя – Абу Абдулла Мухаммад ибн Исмаил ибн Ибрахим ибн аль-Мугира ибн Бардизба аль-Джуфи аль-Бухари. Его прадед аль-Мугира был пленен, когда мусульмане завоевали Бухару. Приняв Ислам и став свободным при правлении Йамана аль-Джуфи, он взял себе его имя.
Имам аль-Бухари родился в Бухаре в 194 г.х. (году по хиджре).Он рос сиротой и начал запоминать хадисы, когда ему еще не было 10 лет. В молодом возрасте отправился в Мекку для совершения паломничества и оставался там некоторое время, изучая фикх, усуль и хадисы у знаменитых имамов того времени.
Затем на протяжении 16 лет он странствовал по исламским землям. Посетил все известные центры исламских наук, собирая хадисы Пророка (мир ему и благословение Аллаха), пока не собрал более 600.000 хадисов. Имам аль-Бухари передавал хадисы со слов более чем тысячи шейхов.
Все они были известны своей правдивостью, благочестием и совершенной верой.Он отбирал материал из огромного количества хадисов, следуя точным научным методам в определении их достоверности или слабости, а также в изучении биографий передатчиков.
Итогом этой работы стал сборник достоверных хадисов, хотя он не включил в него часть из них по причине большого объема.
Полное название сборника – «Аль-Джами ас-Сахих аль-Муснад мин хадис РасулюЛлах (салаЛлаху алейхи уа салям) уа Сунанихи уа Айямихи».
Передается, что эмир Бухары пожелал, чтобы имам аль-Бухари пришел к нему и обучал хадисам его детей.Но имам отказался и написал ему в ответ: «Поистине, за знанием приходят», т.е. не знание приходит к человеку, а человек идет за знанием.
Кто хочет получать знания, должен сам идти к ученым. Эмир затаил на него обиду и имам был вынужден уехать из Бухары. Он поселился в деревне Хартанг близь Самарканда, где у него были родственники, и прожил там вплоть до своей смерти.
Имам Мухаммад ибн Исмаил аль-Бухари умер в 256 г.х. в возрасте 62 лет. Да помилует его Аллах.
2.Имам Муслим
Полное имя – Муслим ибн аль-Хаджжадж ибн Муслим аль-Кушайри ан-Нисабури, Абуль-Хусейн. Выдающийся мухаддис и один из самых образованных ученых. Родился в Нишапуре в 204 г.х, в день, когда умер имам аш-Шафии.Учился в Нишапуре, а повзрослев, начал путешествовать по Ираку и Хиджазу в поисках хадисов.
Он слышал хадисы от множества ученых и многие мухаддисы передавали хадисы от него.
Его самая известная книга – «Сахих», которую обычно называют «Сахих Муслим», один из шести достоверных сборников хадисов. Потратил около пятнадцати лет на составление этого сборника, который по статусу и достоверности хадисов можно сравнить только с «Сахихом» аль-Бухари.
Многие ученые написали комментарии к его «Сахиху».
Среди его трудов: «Китаб ат-Табакат», «Китаб аль-Джами», «Китаб аль-Асма» и другие печатные и рукописные работы.
Имам Муслим умер в Насарабаде близь Нишапура в 261 г.х. в возрасте 57 лет. Да помилует его Аллах.
3.Имам Абу Дауд
Полное имя – Сулейман ибн аль-Аш’ас ибн Шаддад ибн Амр ибн Исхак ибн Башир аль-Азди ас-Сиджистани из Сиджистана, более известный как Абу Дауд. Ведущий мухаддис своего времени. Автор «Сунана» – одного из шести достоверных сборников хадисов. Абу Дауд родился в 202 г.х.
Переехав в Багдад, он встретил имама Ахмада ибн Ханбаля и стал его учеником; они были похожи друг на друга.
Путешествовал по Хиджазу, Ираку, Хорасану, Сирии, Египту и другим исламским землям. Ан-Насаи, ат-Тирмизи и другие передавали хадисы от него. Отличался особым аскетизмом и праведностью.
Его «Сунан» содержит более 5300 хадисов.
Халиф Абу Ахмад Талха (Аль-Муваффак аль-Аббаси) попросил имама оказать ему три услуги: переехать в Басру, ведь туда непременно потянулись бы требующие знания и население города увеличилось; обучить его детей «Сунану»; преподавать его детям отдельно от других, потому что дети халифа не могут сидеть вместе с простыми людьми. Абу Дауд ответил: «Что касается первых двух просьб, то я говорю да; а что касается третьей, то это невозможно. Поистине, перед знанием все равны». И сыновья аль-Муваффака аль-Аббаси посещали его уроки и только занавеска отделяла их от остальных учеников.
Имам Абу Дауд жил в Басре вплоть до своей смерти в 275 г.х. Да помилует его Аллах.
4.Имам ат-Тирмизи
Полное имя – Мухаммад ибн Иса ибн Сура ибн Муса ибн ад-Даххак ас-Сулями ат-Тирмизи, Абу Иса. Родился в 209 г.х. в городе Термез на территории Трансоксианы (область в Центральной Азии), отчего и получил часть имени «Тирмизи».Был выдающимся мухаддисом и хафизом, обучался у аль-Бухари и брал знания у его шейхов.
Путешествовал по Хорасану, Ираку, Хиджазу и собирал хадисы. Известен тем, что хорошо запоминал хадисы, был надежным и образованным человеком. В числе его шейхов были Ахмад ибн Ханбаль и Абу Дауд ас-Сиджистани.
Автор одного из шести самых авторитетных сборников хадисов «Аль-Джами ас-Сахих».
Он подробно разбирает каждый хадис, что особенно полезно для изучающих фикх, так как большинство его хадисов связаны с вопросами фикха. Перечисляет иснады хадиса и имена сподвижников, которые его передали, сообщает о степени достоверности или слабости хадиса, а также о том, кто из ученых принимал или отвергал его.
«Аль-Джами» является самым всеобъемлющим сборником хадисов и наиболее полезным для мухаддисов и факихов. Среди его трудов: «Китаб аш-Шамаиль ан-Набийя», «Аль-Иляль филь-Хадис».
После того, как он объездил исламские земли и собрал достоверные хадисы от самых выдающихся ученых, он ослеп.
Имам ат-Тирмизи умер в 279 г.х. в возрасте 70 лет. Да помилует его Аллах.
5.Имам ан-Насаи
Полное имя – Ахмад ибн Шуайб ибн Али ибн Синан ибн Бахр ибн Динар ан-Насаи, Абу Абдуррахман. Родился в 215 г.х. в городе Ниса в Хорасане (современный Туркменистан), отчего и получил часть имени «Насаи».
Ведущий ученый и мухаддис своего времени.
Один из имамов науки аль-джарх уат-тадиль (отвод и подтверждение), что засвидетельствовали многие ученые.
Аль-Хаким сказал: «Я слышал, как Абуль-Хасан ад-Даракутни не раз говорил: «Абу Абдуррахман превосходит всех мухаддисов современности и нет ему равных в знании недостатков хадисов».
Имам ан-Насаи был очень праведным и благочестивым человеком. Он регулярно соблюдал лучший из постов (пост Дауда), т.е. постился через день. Жил в Египте и обучал людей.
Затем переселился в Дамаск, где и умер в понедельник, 13 числа месяца Сафар 300 г.х., в возрасте 85 лет. Да помилует его Аллах.
6. Имам Ибн Маджа
Полное имя – Мухаммад ибн Йазид ар-Раби аль-Казвини, Абу Абдулла. Его отца Йазида называли Маджа, поэтому он был известен как Ибн Маджа (сын Маджа). Родился в 209 г.х. в Казвине, отчего и получил часть имени.
Йазид был освобожденным рабом Рабийи и взял себе его имя (ар-Раби).
Имам Ибн Маджа был известным хафизом и автором одного из наиболее авторитетных сборников хадисов «Сунан».
Путешествовал по Ираку, Басре, Куфе, Багдаду, Мекке, Сирии, Египту. За время своих поездок написал три книги: тафсир; книгу по истории, где собрал имена передатчиков хадисов, начиная от сподвижников и заканчивая своими современниками; сборник хадисов «Сунан».
Имам Ибн Маджа умер в понедельник, 22 Рамадана 273 г.х., в возрасте 64 лет. Да помилует его Аллах.
Достоверность хадисов аль-Кутуб ас-Сита.
Умма единогласна в достоверности хадисов из сборников аль-Бухари и Муслима за исключением нескольких хадисов, которые они передали, чтобы объяснить их недостоверность, о чем говорили в комментариях к «Сахихам», например, Ибн Теймия (да помилует его Аллах).
Что касается остальных сборников, то в них есть слабые хадисы. На слабость того или иного хадиса указывали сами авторы или другие ученые. Поскольку хадисы переданы с иснадами, ученые могут проверить надежность передатчиков и отличить сильный хадис от слабого.
Выдающимися учеными в этой области были Ахмад, ад-Даракутни, Яхъя ибн Маин, Ибн Хаджар, аз-Захаби, аль-Ваки и ас-Сахави. Среди современных ученых – аль-Альбани, Ахмад Шакир и др. Да помилует Аллах их всех.
Источник: https://aminavra.livejournal.com/63773.html
Кушайри Абд аль-Карим (375/986-464/1072)

В 1368/1949 году С. Кутб поехал в Америку, где прожил около 2 лет. В своих письмах, которые он отправлял оттуда своему другу Тавфику аль-Хакиму он критиковал образ жизни и идеалы американцев, указывая, что их цивилизация лишена духовности, возвышенных идеалов.
После возвращения из США, С. Кутб поступил в организацию «братьев-мусульман» (См. Ихван аль-муслимун) и стал идеологом этого движения. Он был редактором газеты «Ихван аль-муслимун». В этот период он написал много книг на общественно-политические и религиозные темы, такие как «Ислам и взгляд на мир», «Будущее за Исламом».
На страницах своей газеты он подвергал ожесточенной критике светский образ жизни и идею отделения религии от государства, утверждая, что эти секулярные идеи противоречат сути исламской религии, которая является одновременно и верой и образом жизни для мусульман.
Саид Кутб также подверг критике традиционные методы подхода к реалиям современности со стороны многих мусульманских теоретиков из университета «Аль-Асхар». Он призывал их к реформированию их воззрений и методов к проблемам Ислама с позиции изменившегося мира.
В этом духе он написал свой известной комментарий к Корану под названием «Под сенью Корана», где он отказался от традиционных методов толкования священной книги, принятой на протяжении столетий. По этой причине он даже не назвал свой труд «тафсиром».
В 1373/1954 году было совершено покушение на жизнь египетского президента Г. А. Насера. В организации этого покушения власти обвинили «братьев-мусульман». Вслед за этим начались массовые репрессии против членов этой партии.
Саид Кутб был арестован вместе с другими активистами движения. Суд приговорил его к 15 годам заключения.
- Он просидел в тюрьме 10 лет, но затем был досрочно освобожден благодаря просьбе президента Ирака Абдуссалама, который попросил об этом Г. А. Насера.
- В 1384/1964 году С. Кутб вышел на свободу. В 1385/1965 году он начал готовить к изданию свою последнюю книгу «Вехи на пути», однако снова был арестован вместе со своими единомышленниками по обвинению в антигосударственной деятельности. В 1386/1966 года С. Кутб был казнен. Он мужественно встретил свою смерть.
- Кутуб ас-Самавия — небесные писания, ниспосланные Аллахом. К ним относятся Забур (Псалмы) Давуда, Таура (Тора) Мусы, Инджил (Евангелие) Исы и Коран. Все писания, предшествовавшие Корану, носили временный характер и были отменены. Только Коран останется в качестве истинного писания до дня Страшного суда.
- Кутуб ас-Ситта — шесть авторитетных в мусульманском мире сборников хадисов пророка Мухаммада. К ним относятся: 1. «Аль-Джами ас-Сахих» Аль-Бухари; 2. «Аль-Джами ас-Сахих» Муслима; 3. «Ас-Сунан аль-Кубра» Абу Давуда; 4. «Аль-Джами аль-Кабир» Ат-Тирмизи; 5. «Китаб ас-Сунан аль-Кубра» Ан-Насаи; 6. «Китаб ас-Сунан» Ибн Маджи.
Куфр — неверие в существование и единство Аллаха. Куфром считаются все убеждения помимо Ислама. (См. Кяфир).
Куфу — принцип равенства по вероисповеданию, происхождению, профессии и свободе, руководствоваться которым желательно при вступлении в брак.
Мусульманские богословы единодушны в том, что свободные мусульмане, прежде всего, должны жениться на праведных и набожных свободных мусульманках, которые имеют соответствующее образование или занимаются похожим родом деятельности.
А что касается принципа равенства по происхождению, то он не подкрепляется достоверными священными текстами. Жениться вопреки принципу равенства не запрещено, но руководствоваться им лучше.
выдающийся мусульманский ученый-шафиит, ашаритский мутакаллим, один из классиков суфизма. Полное имя с куньей Абу аль-Касим Абд аль-Карим ибн Хавазан аль-Кушайри. Родился в селении Устува в окрестностях Нишапура. По происхождению аль-Кушайри был арабом. С ранних лет изучал различные религиозные науки.
В юношеском возрасте отправился в Нишапур, где стал учеником известного суфия-ашарита Абу Али ад-Даххака. После смерти своего учителя, он занял его место в медресе. Он также учился шафиитскому праву (фикху) у Абу Бакра ат-Туси, а ашаритскому каламу у Абу Исхака аль-Исфараини и Ибн Фурака.
После этого преподавал в медресе эти предметы и вскоре стал одним из самых известных ученых исламского мира.
После 439/1048 года в Нишапуре происходили конфликты на религиозной почве между двумя правоверными школами — матуридийско-ханафитской и ашаритско-шафиитской, одним из лидеров которой был аль-Кушайри.
Однако позиции ашаритов оказались слабее, так как матуридиты пользовались поддержкой сельджукских властей, и в частности визиря аль-Кундури. По этой причине аль-Кушайри подвергся гонениям и был арестован.
После освобождения он был вынужден уехать в Багдад, где также пользовался большой популярностью и преподавал при дворе халифа аль-Каима.
Аль-Кушайри вернулся в Нишапур только после 455/1063 года, когда визирь аль-Кундури попал в опалу и был казнен. Здесь он продолжил свою преподавательскую и творческую жизнь вплоть до своей смерти.
Источник: http://kitab.nur-az.com/ru/lib/view/570/162
Читать

Предлагаемый вниманию читателей энциклопедический словарь является первым пособием на русском языке, в котором была сделана попытка разъяснения большинства основных понятий и терминов, которые используются в исламской традиции.
Кроме того, в данном труде содержится достаточно подробная информация о различных правовых и вероучительных школах в Исламе, основах исламского вероучения, доктрине единобожия, содержится большой материал по различным мусульманским сектам.
Здесь собраны также биографические данные о наиболее известных сподвижниках пророка Мухаммада и их последователях, об известных правоведах, мыслителях, толкователях Корана, каламистах. Даны и биографии многих членов семьи пророка Мухаммада.
Имеется подробная информация по исламским первоисточникам — Корану и Сунне, их истории и методам толкования. Большинство из этих тем публикуется в русскоязычной исламоведческой литературе впервые.
Все темы и термины энциклопедического словаря изложены в алфавитном порядке. Помимо этого, книга дополнена тематическим разделом. В этом разделе, который приводится в конце словаря, все термины сгруппированы по темам.
Читателям достаточно найти интересующую их тему, и ознакомиться с перечнем терминов, которые разъясняются в книге в алфавитном порядке.
Таким образом, данный энциклопедический словарь задуман таким образом, чтобы он стал одновременно и кратким справочным пособием для любого человека, который желает ознакомиться с различными аспектами Ислама и мусульманской цивилизации.
Такая структура книги также является новой и используется в русскоязычной исламоведческой литературе впервые.
ОТ АВТОРА
Исламская религия является одной из мировых религий, которая внесла свой уникальный и неповторимый вклад в развитие мировой цивилизации и культуры.
Начиная с периода средневековья, и до современности, мировоззрение и правовые положения Ислама являются достоянием сотен миллионов людей на планете. В настоящее время мусульманские общины появились и развиваются практически во всех странах мира.
Этот процесс идет и в России, Украине, Белоруссии и других странах СНГ. Совершенно естественно, что этот процесс вызвал повышенный интерес к различным аспектам исламской религии.
В связи с интересом к проблемам, связанным с исламской религией особое значение приобретает литература энциклопедического характера, без которой понимание многих аспектов Ислама становится затруднительным.
Предлагаемый читателям энциклопедический словарь является первым пособием на русском языке, в котором была сделана попытка разъяснения большинства основных понятий и терминов, которые используются в исламской традиции.
Также впервые в русскоязычной исламоведческой литературе, автор старался излагать материал так, как это принято в мусульманской традиции и не вводить туда свои мысли и аналитические выводы, которые могут помешать читателям получить объективную информацию о различных аспектах Ислама.
Статьи, которые содержатся в словаре, дают информацию по той или иной теме, а аналитические выводы, которые могут следовать из этой информации, предоставляются на усмотрение самого читателя, так как автор не преследовал целью навязывать читателям свое мнение.
В этой работе большое внимание уделяется описанию различных вероучительных и правовых школ в Исламе. Содержится достаточно подробная информация о различных школах калама, основах исламского вероучения, доктрине единобожия.
Имеется также подробная информация о различных школах суфизма, разъясняются термины тасаввуфа, содержится большой материал по различным мусульманским сектам.
Еще одним достоинством данного труда является то, что в нем собраны биографические данные обо всех пророках, наиболее известных сподвижниках пророка Мухаммада и их последователях, об известных мусульманских правоведах, мыслителях, толкователях Корана, каламистах, философах. Даны и биографии многих членов семьи и родственников пророка Мухаммада.
Имеется достаточно подробная информация по исламским первоисточникам — Корану и Сунне, их истории и методам толкования. В словаре содержится большой материал по различным историческим событиям. Большинство из этих тем не рассматривались в энциклопедических изданиях по Исламу, которые издавались ранее и в этом состоит новизна данного труда.
Все темы и термины энциклопедического словаря изложены в алфавитном порядке. Однако, учитывая то, что для большинства русскоязычных читателей специфическая исламская терминология не знакома, книга дополнена тематическим разделом.
В этом разделе, который приводится в конце словаря, все термины сгруппированы по темам. Читателям достаточно найти интересующую их тему, и ознакомиться с перечнем терминов, которые разъясняются в книге в алфавитном порядке.
Таким образом, данный энциклопедический словарь задуман таким образом, чтобы он стал одновременно и кратким справочным пособием для любого человека, который желает ознакомиться с различными аспектами Ислама и мусульманской цивилизации.
Такая структура книги также является новой и используется в русскоязычной исламоведческой литературе впервые.
Арабская терминология в энциклопедии дается в таком звучании, чтобы ее было удобно использовать на русском языке. Поэтому автор в ряде случаев не стремился адекватно передать оригинальное звучание этих терминов. Все это также сделано для удобства читателей и популяризации исламской терминологии в русскоязычной среде.
В работе над составлением словаря было использовано большое количество литературы, список которой дан в библиографии.
А
Абабиль — в Коране употребляется в значении птиц, которые по воле Аллаха налетели на войско эфиопского военачальника Абрахи, осадившего Мекку в год Слона, и рассеяли его (См. Асхаб аль-Филь). Благодаря этому чуду эфиопы не сумели взять город и уничтожить Каабу.
Эти события произошли незадолго до рождения пророка Мухаммада и упоминаются в коранических аятах: «Неужели ты не знаешь, что сотворил твой Господь с воинством слона? Разве Он не разрушил их козни и не послал на них стаи птиц? Они осыпали их осколками обожженной глины и превратили в подобие нивы, изъеденной [саранчой]» (105: 1-5).
Источник: https://www.litmir.me/br/?b=250932&p=111